Среда, 17 июля 2024

Господа хорошие

Первые теледебаты кандидатов могли бы идти под рубрикой «Спокойной ночи, малыши». Своим мнением делится Людмила ТИМОФЕЕВА, политический обозреватель.

Очень хотелось узнать планы кандидатов по превращению Новгорода в город-сад. Не довелось. Из волшебного ящика доносились только робкие заверения о знании городских проблем. Проблемы мы тоже знаем, уважаемые читатели, но в градоначальники не рвемся...

Если и нашлись среди новгородцев желающие потратить более часа личного времени на это ток-шоу, уверена, до конца досмотрели только самые политизированные избиратели. Во всяком случае дебатов они не увидели. Дебаты (франц. debats, от debattre — спорить) — разновидность публичной дискуссии, направленная на переубеждение в своей правоте третьей стороны, то есть народа... Для избирателя дебаты — это возможность сравнить кандидатов, сошедшихся лицом к лицу, и определиться с симпатиями.

Наши кандидаты обошлись без дискуссий. Стало быть, выглядели просто неуместными участниками посиделок в женском кружке вязания. Впрочем, причиной тому стал заданный телевидением формат: несколько схожих вопросов от новгородских интернет-изданий и по одному вопросу от участника программы любому из соперников, ответ на который не опровергался. То есть дискуссия и не была предусмотрена, а на ответы полагалось всего две минуты.

Седьмой кандидат в мэры — Юрий Бобрышев — отказался от участия в теледебатах, предпочтя по примеру московского коллеги Сергея Собянина личные встречи с народом, используя риторику «проверенного лидера», постоянно занятого проблемами города. А это более выигрышная тактика…

Но вернемся в студию. Шестеро кандидатов в мэры оказались практически единодушны по всем вопросам. Во мнениях разошлись только по поводу местонахождения железнодорожного вокзала. Зато выяснилось, что пробок в городе нет. То есть если открыть мост Александра Невского, тут движение и станет комфортным. Г-н Перевязкин из Петербурга вообще заявил, что мост давно готов, просто власти тянут с его открытием. Главной проблемой городского хозяйства все дружно назвали бюджет, но не смогли рассказать, как конкретно они собираются обеспечить доходы и оптимизировать расходы.

Конечно же, не были забыты дороги. Здесь воображение кандидатов разыгралось более-менее, но в пределах обывательских представлений: выбирать надо честного подрядчика, не оплачивать халтурный ремонт дорог, обязать подрядчиков не только строить дороги, но и содержать в течение гарантийного срока…

Когда дебатерам предоставили возможность поспрашивать друг друга, никто не пытался поставить конкурента в тупик и выиграть состязание. Правда, некоторый подвох был в вопросе Светлова к Захарову: не отбило ли мэрство в Малой Вишере желание опять идти в мэры? Г-н Перевязкин хотел бы спросить действующего мэра Бобрышева, но ввиду отсутствия последнего не спросил и умолчал о сути вопроса. А вот Кузиков отважился и спросил у нынешнего мэра: с какой такой целью банкротятся МУПы? Лукавецкий хотел уточнить мнение Перевязкина об интернет-опросах. А Захаров просто показал фотографию девушки. Как оказалось, вопрос был к зрителям: не знают ли они гражданку, срывающую его листовки? А еще в ходе телеэфира выяснилось, что Кузиков в случае победы возьмет на работу Светлова, и — наоборот.

Момент истины наступил при прощании. Алексей Лукавецкий прочел свою исключительно благоустроительную программу. Виталий Кириллов позвал всех голосовать за ЛДПР, «чтобы у тебя все было хорошо». Дмитрий Перевязкин буквально загипнотизировал зрителя подобно Кашпировскому фразой «Я чувствую вашу поддержку во дворах…». Евгений Кузиков заявил, что в городе слишком много праздников и пора начать работать. Сергей Светлов диагностировал системный кризис. «Аллилуйя» прозвучала в словах Николая Захарова, напомнившего, что «легко обещать, но обещать и не сделать — это просто треп».

Всего для кандидатов в мэры предусмотрено два раунда дебатов, как и для кандидатов в депутаты гордумы по партийным спискам. А вот одномандатникам приходится убеждать избирателей «вживую», во дворах. Им в телевизор не положено.