Среда, 17 июля 2024

Жена алконавта и присные

Корреспондент «НВ» беседует с руководителем наркологического диспансера «Катарсис», главным наркологом области Владимиром СТРЕЛЬЦОВЫМ

— Владимир Фёдорович, в регионе действуют программы, направленные на совершенствование и модернизацию наркологической службы. При их реализации каких стоит ждать результатов?

— В их рамках подразумеваются приобретение современного оборудования, ремонт помещений, подготовка специалистов. Необходимо улучшать материально-техническую базу, чтобы в больничных стенах было комфортно находиться персоналу и пациентам. Пристальное внимание будет уделено развитию психотерапевтического, реабилитационного, профилактического  направлений. В планах наркологической службы — оказывать поддержку близким больных наркологическими расстройствами. Поскольку из-за недуга родного человека они испытывают колоссальную стрессовую нагрузку. Как правило, членов семьи начинают преследовать психосоматические заболевания. Родственники больных алкоголизмом и наркоманией склонны к депрессии, к эмоциональной неустойчивости, нарушениям психики. Задача специалиста — помочь таким людям стать свободными от созависимости.

— К концу следующего года стационар диспансера из Деревяниц должен переехать на Тихвинскую, в один из корпусов здания, в котором располагается клиника № 2 ЦГКБ. Признаюсь, меня смущает, что алкоголики и наркоманы будут проходить лечение в центре Новгорода.

— Парадоксальная сложилась ситуация: сначала общество прямо или косвенно способствует тому, чтобы человек начал выпивать… А когда у человека возникают серьёзные проблемы, он тут же становится объектом осуждения, от него дистанцируются. У нас в регионе зарегистрировано официально более 15 тысяч больных алкоголизмом и 1770 больных наркоманией. Реальные цифры — в 3—4 раза больше. Большинство этих людей отличаются от нас наличием дополнительных проблем и расстройств здоровья.  Ваши опасения проистекают из тех социальных мифов, что такие пациенты опасны. Но тогда получается, что все больницы необходимо вывести за пределы города. К примеру, многие пациенты кардиологических и неврологических отделений обрели свои проблемы со здоровьем вследствие вредных привычек. В  травматологию часто попадают в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Подростков с передозировкой наркотиками доставляют в реанимационные отделения. 

Современное оборудование — гарант правильного лечения— Тем не менее среди населения существуют мнение, что в стране отсутствует государственная поддержка наркологических больных. Почему люди, больные алкоголизмом и наркоманией, не доходят до государственных медицинских учреждений, а предпочитают частные? 

— Одна из причин упомянута: страх быть «заклеймённым», ведь общество таких отвергает. Вторая причина — правовые ограничения. По моему убеждению, необходимо изменить законодательство, чтобы добровольное обращение к нашим специалистам не влекло для человека никаких последствий, кроме позитивных. Конечно, при условии, что за ним нет систематических правонарушений или преступлений в состоянии опьянения.

Во всём цивилизованном мире недоумевают, как в России полушаманскими, полунаучными методами пытаются избавлять людей от зависимостей за несколько часов. Невозможно за два часа стать другим человеком. Для изменения мировоззрения требуется участие в длительных психотерапевтических программах, самая короткая из которых занимает минимум два месяца.

И всё же я не могу согласиться, что население обделено медицинской помощью государственных наркологических учреждений. Даже в те районы, где нет специалиста наркологического профиля, мы организуем выезды врачей диспансера. Проблема в другом: порой люди с периферии готовы отправиться к нам на госпитализацию, но у них просто нет денег, чтобы добраться до Новгорода. Требуется активная позиция глав муниципальных образований по оказанию социальной поддержки, предусмотренной в рамках антинаркотической стратегии.

Фото Владимира МАЛЫГИНА