Среда, 17 июля 2024

Коктейль из французского

Почему мы не знаем иностранных языков? Не хотим. Так считает Алина БЕРИАШВИЛИ, обозреватель «Новгородских ведомостей».

С началом учебного года оба моих почтовых ящика — в подъезде и в Интернете — бомбардируются письмами и листовками. Что примечательно, эти листовки я просматриваю весьма внимательно. Потому что информация для сентября более чем актуальна: мне опять предлагают выучить иностранный язык.

В большинстве случаев, конечно, английский, но иногда предоставляют и свободу выбора. Пользоваться предложенными услугами я пока не собираюсь. Не потому, что не хочу учить язык и, к сожалению, не оттого, что уже знаю. А всего лишь из-за того, что полгода назад попалась на удочку одной языковой школы и теперь с удовольствием хожу туда. Хожу-то с удовольствием, но плачу за это удовольствие, скрепя сердце.

Так расстраиваюсь, что ежемесячно заглядывая в кошелек, ловлю себя на том, что слышу голоса. Это голоса из моей школы. Они твердят каждый раз одно и то же: учи язык или пойдешь к репетиторам, за те же знания деньги будешь платить. И накаркали! Поэтому пятиминутку ненависти к Минобразованию объявляю открытой.

Для начала расскажу вам и так, видимо, знакомую историю. В общей сложности учить английский язык я начала 17 лет назад, во втором классе. Начало было многообещающим, родители ликовали: ещё бы, ребенку восемь лет, а он уже...

За год я выучила алфавит. Тут бы насторожиться, но через год случилось непредвиденное: учительница уволилась. И в наших скромных знаниях образовалась брешь. Впрочем, события всё равно развивались стремительно. В пятом классе мы непоследовательно начали изучать французский как основной иностранный, а в шестом в школе появилась новая учительница английского. Она была презамечательным, очень добрым человеком, о ней у меня остались только хорошие воспоминания. Но лучше бы она была зла как чёрт и казнила путём гильотинирования моих одноклассников, которые постоянно норовили отпроситься с урока.

Впрочем, к девятому классу уволилась и она. И вплоть до выпускного, а затем и в университете я фаршировалась прекрасным в своей ненужности французским языком.

Анекдот в тему
К русскому туристу в Лондоне обращается местный житель:
— Извините, сэр, вы, кажется, иностранец?
— Нет, вы извините: я — русский, а вот вы — иностранец!

В общем, путь к знанию иностранных языков был тернист и извилист. Но не настолько короток, чтобы не уметь в результате свободно общаться хотя бы на одном из них.

И вот здесь-то я наконец позволю себе возмутиться. Потому что все 17 лет я учила языки довольно старательно. И имела твердую пятерку по предмету. Только, как выяснилось, моя пятерка была никому не нужна и даже мне самой.

Остряки любят шутить, что русских туристов на курортах можно опознать по вычурной одежде, женщин, в частности, по шпилькам. К сожалению, не только по ним, а ещё и по незнанию английского языка. Хотя все эти люди учили иностранный долгие-долгие годы.

Несколько лет назад моя подруга познакомилась в Петербурге с иностранными туристами. Когда они узнали, что она говорит по-английски, чуть не расплакались от радости: бедняги заблудились, а понять их никто из окружающих не мог. Завкафедрой журналистики НовГУ Татьяна Каминская в свою очередь уверяет: «Когда я предлагаю студентам пробовать писать заявки на международные программы обучения, встречаю сетования о незнании английского».

И это незнание поражает своей повальностью. И заставляет задуматься: а может, проблема не только и не столько в нас, незнающих, а в том, что эти 17, а у кого-то, конечно, меньше лет нас учили по нежизнеспособной системе?

Чем дальше я раскошеливаюсь на овладение английским, тем больше убеждаюсь: так и было. Только, к сожалению, разговоры на эту тему ведутся исключительно на кухнях, а не на высоком уровне, а значит, частные школы/университеты и прочие специалисты, готовые поделиться с вами своими знаниями за деньги, будут процветать. И мне кажется, как бы ни было жалко денег, игнорировать их предложения не стоит.