Среда, 17 июля 2024

Платить бы рад

Пациентам и врачам нужно понять, платная медицина — это сфера оказания услуг

Как сделать так, чтобы лечение в частной клинике не обошлось слишком дорого?

С 1 января узаконено право государственных учреждений здравоохранения предоставлять пациентам платные услуги.

В этом случае, как и частные компании, они обязаны следовать требованиям постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Как должна оказываться медицинская помощь по прейскуранту, о нарушениях, которые были выявлены в регионе в этой сфере, корреспондент «НВ» беседует с заместителем начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Новгородской области Мариной ЕРЕМЕЕВОЙ.

— Марина Владимировна, сколько было проверено медицинских организаций? И что в связи с новыми правилами должен знать пациент-потребитель?

— За шесть месяцев текущего года специалистами управления по плану было проверено 25 медучреждений. Из них наибольшее количество составили организации, предоставляющие стоматологические услуги. Кроме того, одну проверку мы провели по жалобе потребителя на ненадлежащее качество оказанной медицинской услуги. Нарушения выявлялись при каждой проверке. Одно из самых распространённых — отсутствие у клиники собственного сайта или не всегда полная информация о медицинском учреждении на нём. Согласно правилам на сайте должны быть размещены сведения о квалификации врачей клиники, перечне предоставляемых услуг, режиме работы организации и её специалистов и т.д. Кроме того, информацию из Интернета требуется продублировать на стендах или стойках, размещённых в самом учреждении.

Платить бы рад— Из собственного опыта знаю, что не все медицинские организации это делают. В одной из них на моё замечание, почему отсутствует информация на платные услуги в холле, ответили: её столько, что стен не хватит. Поэтому там создали что-то вроде справочного бюро. Не противоречит ли это правилам?

— В них говорится, что сведения должны доводиться до потребителя в доступном и удобном для обозрения месте. И это не подразумевает, чтобы он задавал вопросы через окно справочной. Потребитель имеет право спокойно выбрать услугу и заказать её. Если организация берёт с него деньги, то и он должен быть в полной мере обеспечен информацией.

К слову, жалоба пациента, которая поступила в управление, как раз касалась того, что потребителю в момент заключения договора была предоставлена не полная информация об оказываемой услуге. В одной из частных клиник мужчине удалили катаракту, однако он остался недоволен качеством лечения. Просил врачей предоставить ему выписки из медицинской карты и документы по безопасности на установленную линзу, но ему отказали.

— Значит, если медики не горят желанием выдавать необходимые документы, то нужно обращаться в управление…

— Сначала я бы порекомендовала написать письменную претензию в адрес руководителя организации, ссылаясь на 25-й пункт постановления российского правительства от 4 октября 2012 года № 1006. Он гласит, что после получения платных медицинских услуг потребителю выдаются медицинские документы, отражающие состояние его здоровья. Если письмо результата не даст, то уже тогда следует обратиться за консультацией к специалистам нашего управления.

Хотела бы заострить внимание потребителей на том, чтобы они не стеснялись спрашивать документы по безопасности на используемые лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, которые применяются специалистами медицинских учреждений для оказания платных услуг. В особенности, когда они обращаются за помощью к стоматологам. Подобная предусмотрительность пациента поможет доказать ему в суде, что услуга была оказана некачественно. В документах на пломбировочный материал указывается его название, сроки хранения, инструкция по его применению, сведения об изготовителе, импортёре. И вся информация должна быть изложена на русском языке.

— А как обезопасить себя от следующей ситуации: во время лечения зуба использовали один материал, но информацию потребителю дали на другой?

— В клинике до конца периода использования материалов должны сохраняться их потребительские упаковки с кодами изготовителя и знаками соответствия. Только в этом случае документы будут иметь силу.

— Новые правила требуют и тщательности в оформлении договора на оказание платной медицинской услуги. В чём это конкретно выражается?

— Нарушением считается, если экземпляр договора есть только у медицинской организации. Он должен быть у исполнителя, у потребителя, и если медицинскую услугу для своего работника заказало предприятие, то ещё и у него, поскольку оно выступило заказчиком. При заключении договора пациенту по его просьбе должны сообщить, кто конкретно будет оказывать услугу, какие будут применяться методы лечения, каковы возможные риски, их последствия и результаты оказания медпомощи. Можно потребовать составить смету.

Во время проверок специалисты управления исследуют договоры также на предмет включения в них условий, ущемляющих права потребителей. В 20 клиниках из 25 они были зафиксированы. Неправильно, когда медицинская организация требует, чтобы в случае спорных ситуаций клиент обращался в арбитражный суд по месту нахождения исполнителя. По нормам закона потребитель сам решает: обратиться ли в суд по месту заключения договора или по месту его нахождения. Если клиент отказался от услуги, то клиника не имеет права назначать ему штраф: пациент должен оплатить клинике только фактически понесенные расходы.

— Признаюсь, как-то трудно представить, чтобы государственная или частная клиника оформляла договор на визит к терапевту или другому специалисту. Обычно всё дело ограничивается чеком, а бывает и просто наличными доктору. И пациенту бывает так проще, лишнее время не приходится тратить…

— А вдруг после такого платного осмотра человек серьёзно заболел? Например, у него своевременно не выявили пневмонию. При этом у пациента нет документа, что он посещал врача. В этом случае сам потребитель лишает себя возможности обратиться в суд и возместить моральный вред. Соглашусь, не всем клиникам нравится оформлять договоры. Но они делают это, потому что знают, иначе понесут ответственность, предусмотренную Кодексом об административных правонарушениях. Согласно ему штраф на юридических лиц составляет от 20 до 30 тысяч рублей. Если они не выполнят наши предписания в месячный срок, то штрафы будет определять суд. А для медиков, пожалуй, нет ничего страшнее, когда дело доходит до судебного разбирательства.

— Какие вопросы вне компетенции управления?

— Мы не рассматриваем вопросы, связанные с ценообразованием на медуслуги. Порядок определения цен в бюджетных и казённых лечебных учреждениях определяют их учредители, а иные организации устанавливают их самостоятельно. Управление не может обязать клиники выплатить деньги потребителю, отстоявшему свою правоту, — только через суд. Жалобы, связанные с льготным медицинским обслуживанием, а также всё, что входит в систему обязательного медицинского страхования, также вне нашей компетенции.

Фото Владимира БОГДАНОВА