Среда, 17 июля 2024

Зеркало для пинка

Что немецкому электорату хорошо, то новгородскому — смерть. Так считает Елена КУЗЬМИНА, редактор «Новгородских ведомостей».

Это я так перефразировала известную народную истину, размышляя об итогах парламентских выборов в Германии, которые ко мне абсолютно никакого отношения не имеют. Но это только так кажется...

В прошлые выходные вместо того, чтобы устроить традиционный киновечер или поваляться с любимой книгой на диване, я щёлкала пультом в поисках сюжетов из Германии, где в воскресенье проходили парламентские выборы. Было интересно: у них, как и у нас? Скучно, без интриги и с низкой явкой? 

Политической интригой парламентские выборы в Германии, где главной звездой была канцлер Ангела Меркель с её Христианско-демократическим союзом, действительно не отличались. И многие эксперты отмечали, что результаты предвыборной гонки у немцев получились самыми ожидаемыми за последние годы.

Да и внешне картинка выглядела очень похоже. Меркель много говорила о стабильности, необходимости думать о благосостоянии рядовых немцев, напоминала о том, что немецкая экономика постоянно растет, и дипломатично обходила тему этнических проблем, которой активно пользовались соперники. Их, кстати, телевизионщики тоже мало показывали. Стало быть, и в Германии знают, что такое административный ресурс.

Когда стало известно, что ХДС побеждает с большим отрывом, я ничуть не удивилась. Любопытно было другое. Судя по телесюжетам, немцы гораздо более заинтересованно относились к выборной кампании, чем мы. И результаты явки это доказали — 73%! Этот показатель, кстати, выше, чем на предыдущих парламентских выборах в Германии, когда своим правом воспользовались 70,8% немецких избирателей.

А что у нас? Единороссы празднуют победу, но на выборах мэра и в думу областного центра проголосовали чуть больше 24% горожан, включённых в списки избирателей. Версии про острую необходимость уборки урожая и хорошую погоду смешно слушать. Черт возьми, речь идет о жизни города! Или речи нет? Всё заранее ясно? Нет, это отнюдь не так. В противном случае проигравшие сейчас атаковали бы суды и избиркомы.

Выходит, благополучные немцы гораздо больше пекутся о своем будущем, чем мы, восхищающиеся их автобанами, чистотой и порядком в городах, уровнем социальной защищённости. Хотя, казалось бы, уж немцы-то могли спокойно посвятить прошедший выходной шопингу или походу на футбольный матч. Аккурат в воскресенье завершался шестой тур бундеслиги.

Или люди как минимум хотят сохранить существующее положение вещей и верят, что без их участия это невозможно? А может, высокая явка — тревожный сигнал для руководства Германии? Две трети избирателей участвуют в голосовании, значит, будущее страны им не кажется безоблачным и надо держать ситуацию под контролем. Но — нет! Они же голосуют за партию действующего канцлера.

Как ни крути, а мы в отличие от энергичных немцев ни такие, ни другие аргументы предъявить не можем. Нам просто по фигу. Хотя всем при этом недовольны: качеством образования, разбитыми дорогами, низкими пенсиями, высокими кредитами... Что-что, а жаловаться умеем.

«Всё решат за нас», — это я слышу чаще всего. И это — не удивляйтесь! — правда. Сермяжная, горькая. Всё решают за нас, потому что мы ничего решать не хотим, не готовы. Страусиная позиция. Только головы прячем не в песок, а под одеяло.

В понедельник, 23 сентября, на первом заседании Думы Великого Новгорода V созыва Сергей МИТИН говорил о том, что политическая активность жителей столицы региона, где сосредоточены основные экономические и социальные мощности, сильно уступает активности избирателей в отдаленных районах, зачастую не имеющих ни нормальных дорог, ни газа, ни других благ цивилизации. И именно проблема гражданской инфантильности, беспечности — одна из основных в сегодняшнем новгородском обществе. Решать ее нужно не только парламентариям, но всем чиновникам и общественникам. Причем с началом не стоит затягивать.

Это у рядовых новгородцев времени на раздумья хоть отбавляй: на очередные городские выборы пойдем только через пять лет. Или не пойдем?