Среда, 17 июля 2024

Забьём стрелку по новой

В осеннюю пору переводу часов уделяется слишком много внимания

Два года назад Россия перешла на постоянное летнее время. Казалось, сезонные переводы стрелок навсегда ушли в прошлое. Но не прошло и года, как стало понятно: постоянное летнее время ничуть не большее благо, чем зимнее.

Наш собеседник профессор ИМО НовГУ Галина АЛЕКСАНДРОВА аргументированно рассказывает, насколько заметен для организма человека сдвиг времени и что мы вообще сделали с режимом дня.

— Галина Александровна, основываясь исключительно на субъективных ощущениях, могу предположить, что перевод стрелок часов всего лишь на час хоть вперёд, хоть назад на человеке в принципе никак не отражается…

— Для севера — где половина года, условно, ночь, а вторая — день, действительно большой разницы и зависимости от света нет, так же как  и для южных регионов — там продолжительность светового дня относительно постоянна. А вот для нас, новгородцев, и для ещё 60 субъектов Федерации игры со временем более чем актуальны.

— Но буквально на днях глава Минздрава РФ Вероника Скворцова заявила, что перевод часов не влияет на здоровье…

— То, что теперь нам не надо переводить стрелки часов дважды в год, нельзя назвать однозначно правильным, так же как и неправильным. Как раз потому, что с точки зрения биоритмов сезонные переходы имеют большое значение — наша активная деятельность должна приходиться на светлое время суток.

— В любом случае на территории России продолжительность светового дня очень разная, и сезонным переводом часов её не скорректируешь…

— Вот именно. Кроме того, я считаю, что для большинства людей перевод часов — всё же тяжелый эксперимент. Из-за этого меняется наш динамический стереотип, который лежит в основе режима дня. Всю нашу жизнь мы вырабатываем условные рефлексы. Формируется условная последовательность деятельности, завязанная на конкретное время. К примеру, даже если вы недоспали, всё равно проснётесь чуть раньше будильника. Классический пример из животного мира: коровам не важно, который час, но они точно знают, когда именно их нужно доить.

— Всё же сколько времени занимает процесс перестройки? День, неделю?

— У всех по-разному. Это легко проследить на отдыхе, когда мы оказываемся в другом часовом поясе. Даже не собираясь менять свой режим, мы всё равно в течение нескольких дней «переезжаем» на местное время. Другое дело, что у многих здоровых людей снижен адаптационный механизм, ещё тяжелее приходится людям со слабым здоровьем. Суммируя сказанное, делаем вывод: постоянные переходы из сезона в сезон — всё же не благо.

— Но и летнее время, по которому мы сейчас живём, многие считают злом...

— А собственно, почему возникла «волна протеста»? Вернёмся к началу разговора. Зимой световой день короток. Налицо несовпадение: мы просыпаемся в темноте, в темноте же идём на работу — это неудобно.

— Зато выходя с работы, очень удачно успеваем на окончание светового дня, чего раньше не было!

— Дело в том, что большая активность у человека наблюдается как раз в первой половине дня. Это время наиболее значимо, его нужно максимально использовать для эффективной работы. А как тут эффективно работать, когда за окном ночь и в девять, и в десять часов утра?

— То есть для нас зимнее время — панацея?

— Конечно, не панацея. Но в случае возвращения на зимнее время наш режим дня сравняется с фактическим положением дел. Уже в феврале мы сможем ходить на работу «средь бела дня». Жаль, что нововведения если и произойдут, то не этой осенью. Связано это, в частности, и с сочинской Олимпиадой. Контракты на проведение всевозможных трансляций уже заключены. Значит, перевести стрелки до её окончания невозможно.

— Из сказанного напрашивается вывод: проблема хронической усталости большинства населения — в неправильно выбранном времени? Или дело не только в нём?
— Эта тема очень важна при том, что сейчас ей не уделяется ровно никакого внимания. Недосыпают действительно очень многие. Причём делают это систематически, без надежды на исправление ситуации. У нас общепринято, что хронические болезни, обостряющиеся после 40 лет, — результат плохой экологии, неправильного питания и так далее. Я же уверена, что главная причина — хроническое недосыпание. Моя теория: у каждого человека есть генетически заданный определённой период жизни. И вы можете прожить это время «быстрее», в том числе — недосыпая. По статистике, больше всего сейчас продаётся лекарств от головной боли, что показательно: часто головная боль — это признак недосыпания. Но вместо того чтобы устранить причину — лечь и отдохнуть, мы предпочитаем принимать лекарства.

— Вместе с тем вся массовая культура призывает: сон — бесполезная трата жизненного времени!

— Ну да, когда школьникам говоришь, что им необходимо спать по 9—10 часов в сутки, они воспринимают это как личное оскорбление. Действительно, пропаганда жизни без сна сейчас очень настырна, но мы же — умные люди и вполне можем самостоятельно принять правильное решение.

Фото с сайта nakanune.ru