Среда, 17 июля 2024

Свальный грех

Управляющая компания потеряла 40 миллионов рублей... на помойке

Такова плата, а по сути — расплата, за незаконный вывоз отходов, «начисленная» Старорусским районным судом по иску, предъявленному прокуратурой Парфинского района.

Решение не окончательное, ООО «Управляющая компания» вправе его обжаловать и наверняка сделает это, ведь сумма возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, — 39,6 млн. рублей — для предприятия абсолютно неподъемна. Можно сразу вешать замок на дверь, объявив себя банкротом.
В принципе, проблемы парфинских управленцев нас с вами не должны волновать. Хотим, чтобы в наших городах, поселках, а также в их окрестностях было чисто. Так что пусть теперь подчищают хвосты. Впредь другим наука. Вот только к этой поучительной «мусорной истории» едва ли применимо любимое словцо Владимира Вольфовича «однозначно». 

Взяли, но не получили
Прокуратура установила, что на землях лесного фонда, относящихся к категории защитности — защитные полосы вдоль дорог, на расстоянии трех километров от черты поселка Парфино, размещалась несанкционированная свалка. Значит ли это, что вышеназванное ООО, самостоятельно присмотрев местечко, подходящее для опорожнения контейнеров, наглым образом портило экологию? Никак нет! Там с начала 70-х годов прошлого века существовала поселковая свалка, или, как теперь это принято называть, полигон ТБО.

Понятно, что ни в 70-е, ни в 80-е, ни даже в 90-е управляющей компании в Парфине не было даже в зародыше. При расчете вмененного ей ущерба был взят за основу период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2011-го. Почему именно такой отрезок? К этому вопросу мы еще вернемся... 

В 1971 году Парфинский райсовет решил выделить земельный участок площадью 1,4 га в бессрочное пользование домостроительному комбинату. Года не прошло — облисполком решение утвердил. Располагая уже на тот момент распоряжением Совмина РСФСР, в приложении к которому указан землепользователь, от которого изымался участок, — Старорусский лесхоз. И Парфинский ДСК — как получатель тех самых 1,4 га для коммунальных нужд.

По данным областного комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов, в настоящее время разрабатывается государственная программа «Охрана окружающей среды на 2014— 2016 годы», один из разделов которой посвящен строительству полигонов ТБО в районах. Муниципалитеты получат поддержку из областного бюджета на условиях софинансирования. Речь идет о сумме в более 10 миллионов рублей. В нынешнем году планируется сдача полигонов в Шимском, Валдайском и Любытинском районах. Идет строительство в Пестовском районе. Проводятся подготовительные работы в Мошенском. Следующие на очереди — Холмский и Демянский.

 А в 2000-е выяснилось, что изъятое не передано. То есть никакого правоустанавливающего документа на владение площадкой для мусора (расширившейся к тому времени почти вдвое) нет. Вот так! Сколько лет всей «деревней» мусор вываливали, и хоть бы что...

Всему есть предел, использованию свалки тоже. Место, давным-давно отведенное под нее, изначально едва ли годилось для таких целей. Заболоченность, близость грунтовых вод... В 70-е, видимо, и не ждали милостей от природы. К исходу первого десятилетия 2000-х, еще до появления прокурорского иска, у парфинских властей было понимание того, что пора определить полигон ТБО по уму, а не по наитию.

Словом, районная администрация начала решать вопрос с попытки узаконить действующую площадку, оформив ее уже не для комбинатовских нужд, а для муниципальных. Безрезультатно. Но мусор, будь он неладен, надо куда-то девать.

Санкция на беззаконие
И вот в январе 2008 года появился на свет договор, заключенный администрацией и управляющей компанией. Первая официально дала свое согласие на то, что вторая будет размещать отходы, вывозимые от жилфонда, торговых точек, организаций, предприятий и стихийных свалок на полигон. Замглавы района Николай ИВАНОВ ныне весьма сожалеет о своей подписи. Руководитель подсудного ООО Елена СЕМЕНТИНОВА, напротив, надеется, что данный документ поможет-таки отстоять миллионы в областном суде.

Елена Юрьевна расценивает соглашение как подтверждение законности действий УК. Николай Анатольевич прекрасно понимает, что не мог разрешить УК «накрывать поляну», если по отношению к этому участку администрация — никто.   

— Предположительно смысл договоренности состоял в том, чтобы ООО «Управляющая компания» смогло получить лицензию на вывоз отходов, — сказал «НВ» заместитель прокурора района Сергей ЗАЙКИН.

Об этом (конфиденциально) я услышал и от чиновников. Более того, подразумевалось, что по обретении лицензии управленцы порвут соглашение — в буквальном смысле слова. А они, нарушив обещание, бумажку ту сберегли.

Прокуратура еще в 2009 году обязывала администрацию наладить сбор и утилизацию отходов. Но с отсрочкой, понимая проблематику, ведь, чтобы обустроить новый полигон, требуются и время, и деньги. Однако в 2012 году вопрос встал ребром. 

— Свалкой вообще перестали заниматься, мусорные завалы выросли прямо у дороги, — пояснил Сергей Борисович. — В октябре мы внесли представление, потребовав закрыть въезд и оканавить территорию у трассы.

Что и было исполнено. Заметим, что свое неосторожное соглашение с обслуживающей жилфонд организацией райадминистрация расторгла раньше — в апреле 2011 года. После чего УК, как бы по инерции, некоторое время еще пользовалась полигоном. Причем никому и ничего за это нет платила.

Иск был предъявлен двум сторонам одного договора. По ходу судебного разбирательства он уточнялся. И по отношению к администрации суд ограничился обязанием организовать работы по рекультивации свалки. Без материальной ответственности. Да, администрация нарушила закон, распорядившись собственностью лесного хозяйства. Но если она потратит хоть один бюджетный рубль, чтобы привести в порядок немуниципальный объект, это тоже будет нарушением закона. Такая вот юридическая коллизия.         

Что касается управленцев, то им, как ни странно, еще повезло. Налоговая инспекция смогла представить прокуратуре данные только за три года, в течение которых ООО «Управляющая компания» использовало свалку. В общем, подтвержденными оказались лишь 6 000 кубометров ТБО. Тогда как в районе за год вывозится мусора в несколько раз больше.

Вековая тоска
Елена Сементинова даже не пыталась оспорить сумму ущерба, отрицая вину как таковую. А это трудно, опираясь на противозаконный договор. Как утверждает Сементинова, ее предприятию при имеющихся доходах,  чтобы выполнить судебное решение, потребуется 100 лет. Разумеется, она считает, что из них «сделали крайних». Говорит, что 30 человек окажутся безработными. И что создавшаяся ситуация связана с конкуренцией.  

«Кладбище» пустых контейнеров возле офиса ООО намекает, что дела у данной компании и впрямь не ах. На местном рынке ЖКХ расширяется присутствие фирмы из Старой Руссы. И это, вроде, логично. ООО «Дорос» — хозяин полигона ТБО в соседнем районе. Законного полигона! К слову, сегодня им пользуется и «пострадавшее» парфинское ООО.  

Нынешний глава Парфинского района Николай ХАТУНЦЕВ, получив в наследство проблему ТБО, видит перспективу именно на старорусском направлении. «18 километров — расстояние до полигона — не так уж и много, — говорит он. — С экономической точки зрения, чтобы организовать не только сбор, но и утилизацию отходов, необходимо иметь на полигоне не менее 80 тысяч кубометров в год. Это почти вчетверо больше того количества, которое дает наш район».

Бывший полигон парфинские власти все-таки хотели бы получить в муниципальную собственность. Как вариант, он рассматривается в качестве промышленной площадки. Тем не менее, по мнению Николая Васильевича, необходимо иметь и резервную площадку для своего, парфинского полигона. Но пока — только запросы, согласования, экспертизы...

Пугают, а не страшно
Нина ТАТАРЕНКО руководит Парфинским отделом лесничества без месяца три года. «Все это время администрация района занимается переводом свалки из земель лесного фонда в земли других категорий, — рассказывает она. — К сожалению, это слишком долгая процедура».

Пыталось ли само лесное начальство хоть раз за много лет вернуть свою собственность? Нине Павловне ничего об этом не известно. Похоже, что вообще никому не известно.

Как знать, может, после рекультивации на месте бывшей свалки со временем появятся именно лесопосадки? Пока лесного там только аншлаг, предупреждающий о штрафе в 10 тысяч рублей за замусоривание. Рядом не менее пугающая надпись о том, что ведется видеонаблюдение. Говорят, дорожники вывесили. Видимо, это крайне скрытое видео. По-любому аншлаги тех, кто привык сваливать свои излишки по канавам да кустам, не останавливают. Картина жуть как нехороша.

В администрации района сетуют на пробелы в законодательстве: мол, нет такой нормы, чтобы обязать каждого домовладельца заключить договор на вывоз мусора. Например, дачники чихать хотели на всякие договорные обязательства. Составить протокол на нарушителя, застигнув его с поличным,  может только сотрудник полиции.

По большому счету, и те аккуратные мусорные баки, которые нынче можно видеть у парфинских частников, — тоже не панацея. Поговаривают, что с тех пор, как они появились, контейнеры многоквартирных домов наполняются заметно быстрее. Но какой смысл в очередной раз, извините, свалить все в кучу — менталитет, уровень жизни, отсутствие сортировки и переработки?.. Пора бы и порядок знать. Парфинский судебный прецедент, как к нему ни относись, — именно об этом.


Парфинский район

Владимир МАЛЫГИН (фото)