Среда, 17 июля 2024

Угол отражения

Если не знаешь, что делать — делай фото

Будучи совсем не любителем глобальных выводов на пустом месте, я всё чаще убеждаюсь: за последние пять-семь лет сознание людей серьезнейшим образом модернизировалось.

Можно ли представить, чтобы пять лет назад, придя в магазин и увидев смешной ценник, вы делали фото и выкладывали его в Сеть? Или запечатлевали блюдо, принесённое вам в ресторане, или «щёлкали» только что порвавшийся ботинок?

Между прочим, я и сама любитель сделать фото и с жару — в Интернет. Зачем? Мне нечего ответить. Вернее — ответов множество: на долгую память, чтобы мама увидела, чтобы все знали. Но насколько ответы близки к истине, то есть откровенны и осознанны? Мне нечего ответить.

Совсем недавно я вернулась из небольшого, но приятного путешествия. Впрочем, приятным оно стало потом. А вначале... Вначале меня чуть не свалил нервный приступ: мы забыли запасные аккумуляторы для фотоаппарата. И абсолютно зря убеждал меня мой спутник: купим любые, а если не купим, то есть телефон, а в нём фотоаппарат. А если фотоаппарат в телефоне слишком слабенький, отдых всё равно состоится.

Как не понять: если нет подтверждающих событие фотографий, нет и события! Нет события — нет обсуждения. Нет обсуждения — нет эмоций. А нет эмоций... Что же тогда остаётся?

Поэтому: если на кота охотится собака — фотографируй. Попал за кулисы театра — фотографируй. Перед твоим носом произошло ДТП — фотографируй. Фотографируй сосульку, радугу после дождя, странное свечение в небе… Фотографируй, черт возьми!

Не забудь сделать фото спящего коллеги — это поучительно для него и смешно для окружающих. Не менее смешно неудачное фото исподтишка на концерте секс-символа. Обречено на успех фото себя любимой в зеркальце заднего вида авто в час пик. Потому что на нём ты: а) всегда красивая; б) умеешь водить машину; в) страдаешь в пробке.

Кстати, вернёмся к путешествию. Пока наш самолёт летел над Апеннинами, всё было хорошо: пассажиры читали книги, спали, лениво перебрасывались ничего не значащими словами. После того как на табло загорелся значок «Пристегните ремни», капитан судна объявил, что мы приближаемся к зоне локальной турбулентности, а самолёт начало ощутимо трясти, несколько человек потянулись за мобильными телефонами. Думаете, набирать SMS любящим родным и близким? Не тут-то было! Делать фото! Авось будет что-нибудь интересненькое? К счастью, особо интересненького всё-таки не случилось — фото не удались.

И всё-таки зачем? Думать на эту тему как-то не очень хочется — неприятно. А всё же думается. И мысли стекаются к простому «Я». Даже не к тому «Я», которое велико, уникально, неповторимо. Скорее к тому, что сначала необдуманно углубилось в технологии, с ними свыклось и в них же заблудилось. Теперь вот не может выбраться, скучает в одиночестве. Но всё же подаёт SOS постоянными напоминаниями о себе: вот мой завтрак, видите? А это я видела в  театре, вы тоже видели? Здесь я на пляже, далеко, но мне нужно ваше внимание. Вы меня видите, помните?

При таком раскладе говорить о фотографии как об искусстве, право слово, смешно. Но я всё же скажу... Положение обязывает, и наши нередкие командировки требуют иллюстративного материала. И, Боже мой, как обижаются коллеги-фотографы на  самонадеянное корреспондентское: «Возьму фотоаппарат, сниму!», какие лекции о технике, таланте, вдохновении готовы прочитать, как придирчиво оценивают привезенные «шедевры».

Мы эти комментарии, понятно, игнорируем, потому что — вот оно, событие, заботливо сохранённое цифрой, но в чём-то всё-таки остаёмся не правы. Событие, может, и осталось, а магия и «искусство» фотографии ушли куда-то далеко и, по всей видимости, надолго. Печально? Пожалуй.

Но согласны ли мы добровольно отказаться от увлечения «запечатлеванием», а главное — от серьёзного инструмента, напоминающего о себе миру, для их скорейшего возвращения? Да с какой радости!