Среда, 17 июля 2024

У семи нянек,

или Где проводят лето одинокие  норвежские инвалиды

В свой очередной отпуск я отправилась в Северную Норвегию — на Лофотенские острова. Это целый архипелаг из больших и малых (их особенно много) островов с типично норвежской природой: сотни фьордов перемежаются со скалами и  горами, океан поет свою суровую песню, а люди…

Харизматичные нордмены: каждый день поправляют государственный флаг на доме, признаваясь снова и снова в любви к своему королю Харальду V.

Квартиру мы с друзьями сняли в доме русской женщины Людмилы СОЛВОЛД, которая работает сиделкой в приюте для инвалидов. Собственно, именно об этом мне бы и хотелось рассказать поподробней.

В один из вечеров мы разговаривали с Милой о жизни в стране, считающейся сейчас самой богатой и социально защищенной в Европе. По ее словам, это действительно так. Люди здесь получают достойные зарплаты (средняя на наши деньги — 150 000 рублей), а выходя на пенсию, могут не работать, так как средняя пенсия в стране составляет около 20 000 крон в месяц (110 000 рублей). Правда, пенсионный возраст наступает в 67 лет.

К слову, в Норвегии — бесплатное медицинское страхование для всех проживающих в стране. От гражданства это не зависит. Если человек легально живет в стране и имеет персональный номер, он автоматически подпадает под систему медстрахования. Полисов нет, нужно помнить 11 цифр персонального номера, шесть из которых — это день, месяц и год вашего рождения.

Особыми привилегиями пользуются инвалиды, матери-одиночки, родители нескольких детей. Например, если в семье двое детей, родители получают право на 10 дополнительных и оплачиваемых выходных в год. И это при том, что официально в Норвегии минимальный отпуск составляет пять недель, из которых три — обязательно летом. А продолжительность рабочей недели — 37,5 часа.

Приют, в котором работает наша бывшая соотечественница, растит в своих стенах четырех инвалидов с детства. «На них каждый год тратятся миллионы, — рассказывает Мила. — Несколько дней назад они приехали с отдыха, с Канарских островов. Меня тоже приглашали в качестве нянечки, но я отказалась: дел было много. При этом поездку мне бы оплатили».

Эх, так бы работать! И жить. Конечно, я не завидую богатству этих бедных людей. Я здорова, могу ходить и говорить, в отличие от них. И сама выбрала не Канары или там, Кипр, на худой конец, а Лофотены; не юг, а север. Но здесь важно другое...

После разговора с нянечкой, отказавшейся от путешествия в земной рай из-за бытовой занятости, я не могла не пойти в приют — посмотреть, как живут эти люди. Большой дом на четыре квартиры. Я бы даже сказала — апартаменты. Каждая квартира имеет гостиную, спальню, кухню, ванную, туалет, гардероб. Отличный ремонт, кухня оборудована по последним стандартам, в гостиной — огромный телевизор… Перечень моих «ах» и «ох» может быть долгим...

Но это еще не всё и не самое удивительное. Ухаживают за четырьмя инвалидами 30 человек. Больше, чем по семь нянек на одного!

На логичный вопрос «Зачем так много?» Мила ответила просто: «Работа нелегкая, а инвалиды нуждаются в постоянном присмотре». Соне, например, около 70 лет, она с детства не может говорить, плохо работает руками. Иногда случаются припадки. Тут нужны контроль и забота. Еще одной жительнице дома с трудно запоминаемым норвежским именем — 24 года. В детстве ей сделали прививку, после которой ее парализовало. Родители посчитали лучшим для нее жить в подобном приюте, где созданы все условия. Вопросов к таким мамам и папам много, но это уже тема другой статьи. В нашем же случае государство не отказалось от помощи ребенку, тем более пострадал он от укола.

Когда я выходила из приюта, на небе уже кто-то зажег огромное количество звезд, миллиарды огней. «У каждого человека свои звезды», — вспомнился «Маленький принц» Экзюпери… И своя судьба в своей стране, подсказал мне внутренний голос.

Подробный рассказ о Норвегии читайте в следующих номерах «НВ».