Среда, 17 июля 2024

Судьбы красивых людей

Если вы, читатель, любите кино по-настоящему, то есть, не просто смотрите его, но интересуетесь всерьёз и много знаете, вам, конечно же, не может быть незнакомо имя великого итальянского режиссёра Микеланджело Антониони.

Он родился более века назад, 29 сентября 1912 года, в городе Феррара в регионе Эмилия-Романья. Окончил Высшую школу экономики и коммерции в Болонье, одновременно рисовал, а также писал критические статьи для местной газеты. В 1939 году приехал в Рим, сотрудничал с журналами «Cinema» и «Bianco e nero», став одим из теоретиков неореализма, учился режиссёрскому мастерству в киношколе. В 1942 году он стажировался у француза Марселя Карне на съёмках фильма «Вечерние посетители».


Режиссёрским дебютом Антониони стала документальная картина «Люди с реки По», а первый его игровой фильм «Хроника одной любви» вышел в 1950 году. Затем он снял ещё несколько лент, принесших ему известность на родине: «Дама без камелий», «Подруги», «Крик».


Всемирное же признание пришло к режиссёру в начале 1960-х, после так называемой «трилогии отчуждения». Этим термином объединяют фильмы «Приключение», «Ночь», «Затмение», в которых играла муза Антониони тех лет, актриса Моника Витти. Все три картины связаны стилистически и тематически: в черно-белых пейзажах и полупустынных интерьерах разыгрываются судьбы красивых людей (кроме Моники Витти, это Марчелло Мастроянни, Ален Делон, Леа Массари, Жанна Моро), не способных сформировать долговечные отношения друг с другом и разобраться, в чём же состоит их предназначение в этой жизни.


Кстати, Антониони первым из его коллег удалось собрать высшие награды всех трёх наиболее престижных кинофестивалей мира — Каннского, Венецианского и Берлинского. После него это достижение смог повторить только американец Роберт Олтмен.


Фильм 1964 года «КРАСНАЯ ПУСТЫНЯ» (суббота, 5 октября, «Культура, 23.10), получивший главный приз Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», содержательно примыкает к «трилогии отчуждения». К тому же это первый цветной фильм режиссёра. К работе с цветом Антониони подошёл очень ответственно, трактуя пейзажи и интерьеры как усложнённые архитектурно-красочные фактуры, напоминающие полотна Фернана Леже. Чтобы добиться желаемого эффекта, он даже искусственно подкрашивал траву, деревья и реки.


Героиня «Красной пустыни» Джулиана (всё та же Моника Витти) носит в себе страх, одиночество и тягу к любви. Её опустошенная душа — как серый, унылый, индустриальный пейзаж. Джулиана движется смутно, невнятно, почти на ощупь, так же, как не проявленная любовь внутри нее — вместе с солнцем за горизонт...