Среда, 17 июля 2024

Примерный ученик

За последние три года число дошколят в области увеличилось на 10%

Выпускники школ должны быть конкурентоспособны не только на рынке труда в России, но и за рубежом

Федеральный проект модернизации образовательной отрасли стартовал в 2011 году. В этом учебном году в плане мероприятий проекта модернизации — развитие дошкольного звена.

Разработанная Минобрнауки России «Дорожная карта» включает такие направления, как новые места в группах, изменение требований предоставления услуг в детсадах, внедрение образовательного стандарта, повышение зарплаты педагогам, внедрение эффективных контрактов. Подробнее об этом — директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России Григорий АНДРУЩАК.

Система стимулов
— Григорий Викторович, сейчас основной упор делается все же на решение проблем детских садов. Справляется ли с обязательствами Новгородская область?
— Признаюсь: скоординировать по конкретным планам 83 региона было непросто — работу эту департамент проводил вплоть до апреля текущего года. Что касается Новгородчины, то уже в феврале мы имели первый рабочий вариант региональной «Дорожной карты», которая после уточнений и была принята. Среди первоочередных задач на 2013 год: за счет ремонтов, реконструкции или строительства новых помещений, возврата в систему зданий учреждений, переданных в 90-е годы предпринимателям, развития негосударственного сектора дошкольных образовательных программ существенно увеличить численность мест в группах, а также изменить уровень оплаты труда сотрудникам детских садов. Каждый регион самостоятельно определяет перечень мероприятий по этим направлениям.

В этом году из федерального бюджета в целом по стране на переоснащение зданий выделено 50 млрд. рублей. Ваш регион получил 208 млн. рублей. И судя по анализу ситуации, увеличение полезной площади в садиках идет полным ходом. Жители региона могут сами посмотреть, какие учреждения получили или еще получат деньги на сайте проекта: http://do.edu.ru/mrsdo/map/38/.

Примерный ученикВо многих субъектах РФ мы видим сложности по повышению уровня оплаты труда для работников детских садов. Есть они и в Новгородской области. Напомню: среднеобластной размер заработной платы должен быть не ниже среднего дохода в общем образовании региона. В вашей области фактическая заработная плата педагогов дошкольных заведений по итогам первого полугодия, по данным Росстата, составила 91% от необходимого уровня. Вместе с тем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост заработной платы педагогических работников детских садов оказался очень значимым — он составил 56%. Это очень хороший результат.

Также хотел бы обратить внимание, что за последние три года в Новгородском регионе численность дошколят выросла на 10%, и в перспективе еще примерно на 13% поднимется, а это увеличивает количество воспитанников на одного педагога. Встает вопрос поиска и найма на работу новых воспитателей и обеспечение их тоже достойной зарплатой. То есть нагрузка для регионального и муниципальных бюджетов по выполнению обязательств по повышению уровня оплаты труда растет. Но Новгородская область справляется с задачей. И что еще очень важно: у вас в отличие от ряда других субъектов охват детей дошкольными услугами большой.

— Сейчас в педагогическом сообществе только и разговоров, что об эффективных контрактах. Но многие по-прежнему не понимают сути этого документа. Что даст конкретному специалисту этот договор?

— В программе поэтапного совершенствования оплаты труда, разработанной Министерством труда и социальной защиты РФ, говорится, что «эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки». Длинное определение, но достаточно ясное: это документ, который определяет обязанности работников и их оплату труда. Еще в нем закрепляется возможность поощрять хорошо работающих педагогов.

Возникает вопрос: кто и на основании каких критериев будет определять, какие специалисты трудятся успешно, а какие — не очень? Это определяется на уровне конкретного учреждения при обязательном участии органов общественного управления, профсоюзов. Например, школа работает с трудными подростками, и для педагогов важно, чтобы ученики нашли себя в жизни. Поэтому общественный совет может предложить поощрять в рамках эффективного контракта тех учителей, которые занимаются профориентационной деятельностью.

Хотел бы обратить внимание еще на один аспект контракта на примере департамента, которым руковожу. В нашем коллективе, как и в любом другом, есть продуктивные работники, а есть середнячки. Так вот, для департамента эффективный контракт — это возможность поощрить действительно лучших. Но он создает стимулы и для тех, кто по каким-то причинам не вписывается в работу. Когда человек не получает премии, это для него повод задуматься о том, стоит ли прикладывать чуть больше усилий на службе или, может, сменить работу.

Так и для руководителя детского сада, директора школы эффективный контракт должен быть действенным инструментом, позволяющим ставить и достигать цели, а также обеспечивать целевые значения заработной платы.

Приведённый контингент
— В механизме реализации государственной политики в сфере образования, разработанной вашим департаментом, значится: повышение качества школьного обучения, в том числе и ориентируясь на результаты международных исследований. Но есть мнение, что у России отличная от Европы и США модель подготовки учащихся, и нам незачем обращать внимание на тестирования, проводимые иностранными аналитиками…

— Да, такое мнение имеет место быть. Но если наша страна хочет интегрироваться в общемировые процессы, хочет, чтобы наши граждане были конкурентоспособны не только на внутреннем рынке труда, но и за рубежом, Россия должна участвовать в международных проектах по оценке уровня подготовки учащихся и опираться на их результаты. Речь идет о трех группах исследований: PISA — мониторинг знаний и умений, TIMSS — оценка уровня математического и естественно-научного образования, PIRLS — изучение качества чтения и понимания текста. Ряд российских регионов принимают участие в данных исследованиях. Результаты говорят, что наши младшие школьники имеют хорошие знания. А вот в пятом классе и далее растет образовательный провал — ребята не знают, как сопрягать формулы естественно-научных дисциплин с жизнью. Что касается текстов, то многие не понимают смысла прочитанных или написанных ими фраз — я это воочию наблюдал среди студентов, когда работал в вузе.

Так что строить учебный процесс с учетом результатов зарубежных исследований качества образования российским педагогам необходимо. Это важно, если мы действительно хотим, чтобы у наших детей были возможности для нормальной жизни вне зависимости от стоимости нефти и газа. Для этого нужно уметь учиться, работать, создавать… К сожалению, подобные навыки сегодня дает не всякая школа. Мы понимаем, что процесс перестройки будет долгим. Но он неизбежен.

— Лет пять-шесть назад государство предприняло попытку запустить механизм предоставления банками доступных для молодежи займов на учебу. Но попытка не удалась. Почему?

— В России судьба у таких банковских предложений непростая. Во многих странах высшее образование можно получить только на платной основе, и потому там займы под низкие проценты очень привлекательны для граждан. У нас же, по данным за 2012 год, приведенного контингента, то есть студентов полного учебного дня — около 5 миллионов человек, из них два миллиона учились на бюджетной основе. Подавляющее же большинство платных студентов — это заочники. А на этот контингент образовательный кредит не распространяется.

Таким образом, с одной стороны, выходит, что у нас очень ограниченный спрос на образовательные кредиты со стороны платных студентов, обучающихся на дневном. А с другой, банки, выдавая такие займы, одним из условий предоставления обозначают высокие баллы по ЕГЭ, на основании которых абитуриенты поступают в вузы. И не все ребята, готовые оформить кредит, эту высоту берут.

— Вас называют одним из инициаторов реформы РАН. Вы убеждены, что академии требуются кардинальные преобразования?

— Что я в числе тех, кто инициировал процесс перемен в Академии наук, узнал из Интернета. На самом деле не имею отношения к законопроекту, а теперь уже и к закону. Что касается моего личного отношения, то прежде чем его обозначить, приведу недавний случай из практики. Как уже выше отмечалось, «Дорожная карта» затрагивает все уровни образовательной сферы. Так вот, получает наш департамент из одного отделения РАН вариант карты на согласование, в котором говорится, что основной целью этого подразделения академии по данному проекту является ликвидация очередей в дошкольные учреждения в регионе. Согласитесь, возникает недоумение. При данной структурной единице академии действует сеть специализированных школ и детских садов, подчиненных РАН, и понятно, что руководство отделения говорит о ликвидации очередности именно в такие учреждения. Но ведь неужели только этим и больше ничем не озабочены ученые мужи? Этот пример наглядно показывает, что не все хорошо «в Датском королевстве».

Я не берусь судить о конкретных механизмах реформирования РАН. Но уверен, что перемены необходимы.

Владимир МАЛЫГИН (фото)