Среда, 17 июля 2024

Дожить до зачёта

И по сей день действует правило: первые годы учёбы в вузе работают на зачётку, потом она на тебя

Самое трудное — продержаться первый семестр

«НВ» продолжают тему адаптации детей к новым учебным коллективам и условиям образовательной деятельности, начатую в сентябре (№№ 22, 26). Сегодня хочется обратиться к студенческому периоду.

Казалось бы, какая адаптация может быть, если ребятам уже 17—18 лет? На деле первокурсникам бывает ох как непросто, и многие нынешние мамы и папы все «прелести» свободного посещения лекций и общежитского быта на себе испытали в молодости. Кто-то сумел в первый год в институте справиться с трудностями, и учеба пошла в гору, а кто-то и нет.

Нынешние начинающие вузовцы сталкиваются с еще большими проблемами, чем их предки. По словам специалиста регионального центра психолого-медико-социального сопровождения Ольги СУСЛОВОЙ, многие нынешние выпускники школ не имеют достаточных знаний по предметам для того, чтобы перейти к освоению программ высших учебных заведений:

— В школе процесс построен так, что вначале на занятиях идет закрепление одного материала, и только потом педагоги переходят к следующему. В вузах же преподаватели на лекциях дают основу темы и ориентируют на источники для самостоятельной проработки. Первокурсники же, привыкшие за 11 лет школьной жизни со стороны учителей к тотальной проверке выполнения домашних и классных заданий, не готовы самостоятельно каждый день, когда от тебя вроде как никто и не требует, заниматься. Потом  лекторы в вузах часто внимания не обращают на то, сколько в аудитории слушателей. А это создает у первокурсников ложное ощущение легкости учебы: сегодня не пойду на пары, потом спишу у кого или в книге посмотрю. В итоге к первой сессии ребята подходят с пустыми страницами в тетрадях…

Какие основные проблемы у первогодок? Не готовы воспринимать разные требования и подходы к учебному процессу преподавателей. Не умеют равномерно распределять силы и время и давать образовательную нагрузку в течение всего семестрового периода. Из-за несформированности навыков не могут большие объемы информации переосмысливать и анализировать. И еще, как отмечают специалисты, у многих сегодняшних первокурсников напрочь отсутствует желание учиться.

Что же можно посоветовать молодым людям? Посещать лекции и не просто отсиживаться на них, а задавать вопросы, высказывать свое мнение, даже спорить. Да, это привлечет внимание преподавателей к студентам, но если слушатель проявляет интерес к темам занятий, то педагог это отметит.

А какие рекомендации можно дать родителям будущих абитуриентов или нынешних первокурсников?

— Мамам старшеклассников стоит, конечно, вместе с ребенком делать выбор будущего учебного заведения с учетом результатов тестирования по профессиональному определению ребят. Подобные исследования проводятся во всех 9 и 11 классах области, — продолжает Суслова. — В ходе этого изучения психологи выделяют особенности характера, личностные, интеллектуальные способности и на основе анализа результатов дают рекомендации ребенку по выбору профессиональных направлений. К сожалению, статистика последних двух лет такова, что только 40% старшеклассников выбирают профиль обучения в вузе или ссузе исходя из своих умений и склонностей. Чего тогда удивляться, что многие уже с первого года в институте понимают, что ошиблись со специальностью…

Что же до рекомендаций родителям тех юношей и девушек, которые в этом году поступили в профессиональные учебные заведения, то, по словам Сусловой, мамы и папы, видя, что их взрослые чада, почувствовав свободу, забыли про учебу, должны доходчиво обрисовать варианты развития событий. Но ответственность за успешное разрешение ситуации или за провал на первой сессии будет уже полностью лежать на самих студентах.

Фото из архива «НВ»