Среда, 17 июля 2024

Самый лучший фильм

Рабочий момент съёмок фильма

В «Сталинграде» даже пыль сталинградская

— Моё поколение и поколение, которое ходит сегодня в кино, отличаются в своём восприятии документальности, близости тех событий, — говорит Федор БОНДАРЧУК. — Я читаю комментарии в Интернете, и они меня радуют.

Правда, ругают фильм, ещё даже не посмотрев его, но в моём случае это обычная история... Главное — молодые люди, сталкиваясь с фактами истории, начинают ею интересоваться, начинают спорить, искать свои ответы. То есть война будоражит и молодёжь.

— Федор Сергеевич, вы три с половиной года снимали картину, хватило ли сил посмотреть ее в смонтированном варианте?

— Это можно долго исследовать, почему так происходит, но «9 роту» я смотрел целиком первый раз в прошлом году по телевизору (картина вышла в 2005-м. — Ред.). «Сталинград» — первый фильм, который я могу и хочу смотреть со зрителем. Такое вот у меня отношение к моему последнему детищу.

— И все-таки почему Сталинград?

— Еще снимая «Остров», мы с Роднянским обсуждали разные темы для будущих проектов. В какой-то момент всплыла тема Сталинградской битвы, она со временем захватила нас и стала главной. В процессе написания сценария мы провели одно исследование: спрашивали людей на улицах, что такое Сталинградская битва. Результаты просто напугали. Для сегодняшней аудитории это такое же белое пятно, как взятие Бастилии или троянский конь.

Лично для меня Сталинград — это необъяснимая территория, на эту тему сложены тысячи легенд. Как можно было горстке людей победить хорошо вооруженную армию?! Как можно было выжить в условиях, абсолютно не совместимых с жизнью? Я для себя объяснить это логически не могу.

— Ваш фильм — очень нелегкое кино даже для зрителя, что уж говорить о режиссере. Насколько он вас изменил?

— Странно и неловко говорить про свое кино. Можно в тысячи кавычек заключить эту фразу, но это моя лучшая картина! После фильма «Обитаемый остров» я понял, что фраза «все, что не убивает, делает нас сильнее» может работать на территории искусства. Я действительно стал сильнее, и я сделал «Сталинград», и я практически счастлив.

— «Сталинград» стал первым русскоязычным фильмом, который выйдет в формате IMAX 3D. Почему вы замахнулись на суперформат?

— Мы «поженили» советское военное классическое кино и новые технологии ради того, чтобы подарить зрителю максимальный эффект присутствия, буквально погрузить его в осажденный, выжженный город ноября 1942-го. При этом мы не злоупотребляем эффектом — у нас нет на экране свистящих мимо головы зрителя пуль. Но я рекомендую посмотреть картину в IMAX — это совсем другой фильм. Кинематографический мир по этому поводу раскололся пополам. Одни утверждают, что все будут воспринимать этот формат нормально и для кино он раздвигает границы, другие уверены, что IMAX убьет кино. Дело вкуса, но я свою картину по-новому увидел именно в этом формате. На этом экране видно все, поэтому фильм должен сниматься в тысячи раз подробнее, ибо все (зараза!) видно — до мельчайших деталей! И в этой ситуации очень важен ассистент по реквизиту и о-очень важен ассистент по декорациям, который занимается мешочками… с разной пылью.

— Пылью?

— Да, она в картине возникает от любого движения. Мы эту пыль специально привозили с волгоградской южной земли, поскольку питерская никак не подходила. Ну, вот никак! И в этом отношении к деталям у съемочной группы был «настоящий сговор».

(По материалам СМИ)