Среда, 17 июля 2024

Пристрастный анализ

Переливание крови нужно рассматривать как пересадку органа

Минздрав выпустил приказ, в котором утверждены новые правила использования донорской крови в медицинских учреждениях. Как говорят в министерстве, он направлен на повышение безопасности переливания крови.

Однако, с точки зрения собеседника «НВ», главного внештатного трансфузиолога Новгородской области  Руслана ДЖАБРАИЛОВА, документ примечателен ещё и тем, что устанавливает необходимость более индивидуально подходить к подбору донорской крови для больного.

— Руслан Вильевич, для кого предназначен документ? И что должно измениться в работе медицинских организаций?

— В нашей стране служба крови изначально была направлена на милитаризованные цели. Чтобы в случае военных действий армию быстро обеспечить донорской кровью. Поэтому всё в службе расписано от и до. К слову, наш опыт был перенят западными странами. Однако по использованию крови и её компонентов в лечебных учреждениях существовала определённая вольница. С новым приказом стационары поставлены в те же условия, что и станции переливания крови. Предполагаю, для больниц их выполнение на первых порах окажется тяжёлым.

— Почему работа с кровью требует строгого регламентирования?

Чтобы не допустить переливания заражённой крови,  медики тщательно проверяют донорскую кровь— Я неоднократно говорил о том, что когда человеку переливается кровь или её компоненты, то ему полностью переносится чужой набор генов. Кровь имеет свойство копировать всю структуру человека. Её переливание реципиенту сравнимо не с пересадкой какого-то органа, а, если хотите, всего организма в другой организм. При пересадке органов существует их отторжение, но и с кровью бывает происходит то же самое. Но благодаря тому, что в трансфузиологии налажена жёсткая система контроля, у нас невысок процент осложнений. Новые правила, в которых как по нотам  расписано, что делать с эритроцитарной массой, плазмой, тромбоцитами и так далее, заставят и лечащего врача проявлять трансфузиологическую настороженность. Переливать кровь нужно в случае крайней необходимости, когда другого выхода нет.

— Что подразумевает индивидуальный подход к переливанию крови?   

— У нас пока основной упор делается на проверку крови по инфекционной безопасности. Но большую опасность может представлять ситуация, когда иммунная система реципиента начинает воевать с клетками перелитой донорской крови. И чем это закончится, сказать сложно. Чтобы этого избежать, необходимо подобрать кровь, наиболее подходящую для человека, который нуждается в переливании. Для этого определяют фенотип реципиента. Удовольствие это дорогое, но на Западе медики пошли по этому пути. На нашей станции доноры фенотипируются по 10 показателям. А в больницах пациенты, как правило, по двум: группе крови и резус-фактору. Получалось, что значительная часть нашей работы там оказывалась невостребованной. Но теперь и стационары обязаны расширить исследование по антигенному составу крови.

— Соответственно лечебные учреждения должны быть оборудованы специальной аппаратурой?

— Требуется оборудование высокого класса для проведения иммуногематологических исследований. Это расходы. Но оно поможет сделать так, чтобы пациент в итоге получил наименьшую нагрузку на иммунную систему.