Среда, 17 июля 2024

«Резать… не дожидаясь перитонитов» *

Оптимизм вроде «поболит и пройдёт» в случае с аппендицитом оборачивается трагедией

Одно из самых частых обращений пациентов к хирургам связано с подозрениями на аппендицит. Врачи отмечают, с течением времени уровень заболеваемости им значительно снизился.

Это связано прежде всего с изменившимися образом жизни и характером питания людей: еда обрабатывается более тщательно. Однако несмотря на развитие и совершенствование медицины установить диагноз медикам до сих пор бывает сложно. Аппендицит — мастер камуфляжа под другие заболевания. По словам заведующего 1-м хирургическим отделением клиники № 2 ЦГКБ Юрия ПРИЛУЦКИХ, даже на операции бывает трудно разобраться в настоящей причине возникших болей в животе.

— Ежегодно в отделении мы оперируем более 200 пациентов с аппендицитами, — сообщил он. — Самая большая проблема в том, что люди не считают нужным вовремя обратиться к врачу, запускают болезнь. В результате она выявляется, когда уже есть осложнения. Не следует считать, что аппендицит — это простая болезнь. Он уносит жизни одного-двух пациентов из тысячи.

Воспаление червеобразного отростка слепой кишки, говорит врач, может возникнуть в любом возрасте. Острая форма аппендицита развивается по часам: от начальной стадии до того, как он перфорирует, прорывается, может пройти всего 3–4 часа. Тогда инфекция проникает из аппендикса в брюшную полость, а потом как следствие возникает перитонит — воспаление брюшины. Такая ситуация грозит абсцессом. Поэтому мораль такова — острый аппендицит требует экстренной операции.

Заподозрить воспаление червеобразного отростка можно по следующим типичным признакам: на первой стадии боли, как правило, не локализуются в каком-то определённом месте. Но постепенно они нарастают и смещаются в правую нижнюю часть живота. Сопровождается подобное состояние небольшой температурой, не исключено появление рвоты.

По словам Прилуцких, профилактики аппендицита как таковой нет. Рекомендация одна: почувствовав неладное, нужно обращаться к медикам, даже если в итоге окажется, что это ложная тревога. В больнице сделают анализы мочи, крови, УЗИ брюшной полости. В уточнении диагноза помимо хирурга будут участвовать гинеколог, уролог, терапевт.

— В 90 процентах случаев при своевременной диагностике удаление аппендикса происходит лапароскопическим методом через небольшие проколы размером один-два сантиметра, — рассказал Юрий Анатольевич. — Полостная операция выполняется при осложнённых формах аппендицита, определённых особенностях анатомии человека. Например, когда имеются последствия предыдущих вмешательств. Преимущество лапароскопии в том, что она существенно сокращает сроки лечения. Уже на второй неделе люди, занимающиеся  интеллектуальным трудом, могут вернуться на рабочее место. При традиционной хирургии восстановление идёт значительно дольше.

Кроме того, он отметил, что у примерно 15% пациентов, тех, у кого отросток удалялся открыто, на месте разреза образовывается грыжа. А что касается мнений о том, что аппендикс следует считать рудиментарным органом, не нужным для функционирования нашего тела, то новгородский врач с ними не согласен.

Вредность или безвредность удаления аппендикса регулярно обсуждается медиками, говорит он. Есть исследования о том, что болезни кишечника, сердечно-сосудистой системы чаще возникают у людей, у которых в детском возрасте была проделана аппендэктомия (удаление отростка с помощью полостной операции. — Авт.). Однако это не подтверждается на опыте взрослого населения.
______________________
* к/ф «Покровские ворота»