Среда, 17 июля 2024

Поезд целомудрия

Наш паровоз в тупик летит пока без остановки. Рассуждает Геннадий РЯВКИН, главный редактор «НВ».

Наверное, у меня нет веского права высказывать здесь свое мнение о конфликтной ситуации, сложившейся между правительством Новгородской области и руководством ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», любимой дочки РЖД.

Я давно не езжу на поездах в Петербург. Это слишком дорогое удовольствие. Три часа в один конец! Маршрутка идет чуть больше двух часов.

Неудобна электричка и с точки зрения оперативного перемещения по области: ты привязан к расписанию, связан малым количеством маршрутов (их всего 35). Ну и скорость опять же.

Однако есть люди, для которых это пока единственное транспортное средство, чтобы выбраться на большую землю (их около 1 300 человек). Есть и любители. Потому поделюсь некоторыми соображениями относительно того, кто создает напряженность на железной дороге.

Итак, мы начали о любимой дочке. Их вообще у РЖД много, и все любимые. Но, как говорит руководитель Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом компании Максим ШНЕЙДЕР, «железнодорожные перевозки, в том числе пригородные, — это фондоемкая отрасль, требующая существенных инвестиций. Более чем в половине регионов ценой билетов покрывается менее четверти реальных расходов».

И чего скромничает Максим Александрович? Не пойму. Ведь из 73 регионов, где есть пригородные поезда, только в 21 они работают с прибылью или «по нулям» (соответственно 5 и 16, если интересно). Конечно, РЖД все делает, чтобы уйти от убытков. За четыре года подняла тариф (я уже конкретно про Новгородскую область) более чем в полтора раза — с 1,40 рубля за км для пассажира до 2,28. Не помогает! Отчего? Шнейдер же объяснил: фондоемкая отрасль.

А вы подумали, что новгородцы так полюбили на электричках кататься? Нет, вспышки не наблюдалось. По крайней мере не зафиксировано фактов, когда бы электрички осаждали толпы поклонников. Наоборот, «убытки связаны с незначительным пассажиропотоком в пригородных поездах области», деликатно упрекает нас уже генеральный директор Северо-Западной пригородной пассажирской компании Антон ОЛЕНЦЕВИЧ.

Тогда скажите, г-н директор, почему убытки растут? Спрошу прямее: почему мы должны их компенсировать? Потому что вы в новгородский тариф включаете охрану своих объектов во Всеволожске, кадастровые работы в Петергофе, обучение сотрудников РЖД в Швеции, расходы по аренде жилья и на рекламу?

Не привыкли в РЖД мелочиться — это ясно. Например, бюджет футбольного «Локомотива» (там хоть и играют мужчины, но это тоже «дочка») в прошлом году составил примерно 3,4–3,5 млрд. рублей, по оценке Sports.ru. Стоимость одного состава — 4,2 млрд. рублей. Нет, не железнодорожного, а основного игрового состава команды.

На этом фоне то, что требует г-н Оленцевич с Новгородской области за пять последних лет (1,5 млрд. рублей), — сущий пустяк. Но что характерно! В среднем по 300 млн. рублей мы должны отстегнуть перевозчику за каждый год сотрудничества.

И еще немного арифметики. Потерпите! Убытки перевозчика за 2010–2012 годы известны: 179,3 — 303,5 — 315,5 (в млн. рублей). На 2013 год планируется потерять 325,5 млн. В сумме это даст 1 123,8 млн. рублей. Значит, в 2009 году при самом низком тарифе были самые большие потери — 376,2 млн. рублей? Чушь какая-то!

Как пишет в своем блоге губернатор Сергей МИТИН, эти «убытки, которые сегодня РЖД пытается отнести к Новгородской области, в десятки раз превышают фактическую потребность и себестоимость, тем более что эти требования идут в разрез с подписанными нами соглашениями, по которым мы должны были заплатить 86 миллионов рублей в качестве субсидии железной дороге… 300 млн. рублей, которые от нас требует РЖД, область платить не будет».

…Не так давно (27 июля), когда шли дебаты о замораживании тарифов монополий, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил «Интерфаксу», что РЖД «остается типично советской монополией в своих абсолютно советских проявлениях». ИА «Прайм» глава ФАС охарактеризовал тарифную политику РЖД «доходящей до безумства». «Тарифы, которые существуют, сделаны под то, чтобы большая монополия могла просто выживать, — заметил Артемьев. — Cама монополия не только не преуcпела, но мне кажется, что все эти программы, которые существуют в РЖД, они пустые. А поскольку логистические расходы закладываются в цену всех товаров, РЖД по сути живет за счет потребителя».

Ну что тут добавить? Не ходите утром на пригородный поезд…