В Великом Новгороде хватит техники для уборки снега
В областном центре уже создан оперативный штаб по уборке территорий города в предстоящую зиму. Его возглавила вице-мэр Великого Новгорода Марина БЕЛОВА, которая смогла найти время для «НВ» в своем очень плотном рабочем графике.
— Марина Викторовна, город к зиме готов?
— В октябре комитет по управлению ЖКХ провел выездные проверки управляющих компаний (УК) на наличие техники и трудовых договоров с исполнителями работ для содержания и уборки территорий в осенне-зимний период. По заявлениям управляющих компаний, они укомплектованы дворниками на 98 процентов, подготовлена снегоуборочная техника. Уборку улиц, въездов, проездов, автобусных остановок, тротуаров, территорий микрорайонов Кречевицы, Волховский и Деревяницы до конца 2014 года согласно муниципальному контракту осуществляет ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство», которое доложило о 100-процентной готовности.
Проблемой может стать другое. На сегодняшний день многие УК приняли решение самостоятельно оказывать аварийно-диспетчерские услуги и расторгли договор с городской аварийно-диспетчерской службой — «аварийкой». Им кажется, что это достаточно простая работа, с которой они сами справятся. Но что такое полноценная диспетчерская служба? Это диспетчер, который круглосуточно принимает заявки, передает данные в УК о том, что нужно сделать и что осталось невыполненным. Далее, это несколько бригад, обеспеченные механизированным транспортом, в составе которых электрики, сварщики, сантехники. Эти бригады готовы в любой момент выехать на вызов и оказать помощь. Но многие УК считают, что достаточно держать на договоре дежурного слесаря, связь с которым осуществляется только по телефону. Летом такая схема еще сработает, но зимой это может привести к аварийной ситуации.
— Почему управляющие компании отказываются от «аварийки»?
— Прежде всего ими движет желание сэкономить. Но в конечном итоге такая организация услуг может привести к финансовым потерям: в случае аварии на системе теплоснабжения в морозы нельзя только отключить дом, прежде нужно слить воду. Потребуется и сварка труб... Как это все обеспечит один слесарь? Надеюсь, что УК задумаются об этом сейчас, пока погода даёт передышку, а не в снегопады и морозы.
Администрация города намерена контролировать ситуацию, в первую очередь будут проведены проверки работы аварийных служб, а по их итогам будут применяться штрафные санкции в случае их отсутствия. Мы письменно обратимся по этой проблеме к управляющим компаниям, будем встречаться с представителями Государственной жилищной инспекции и прокуратуры.
И напомню: в тарифах по управлению многоквартирными домами предусмотрена оплата круглосуточного обслуживания домов на случай аварий.
— Много ли таких «самостоятельных»?
— Процесс только наметился, но видна тенденция к росту числа УК, самостоятельно организующих аварийно-диспетчерские службы. 1 ноября это сделала крупная компания «Система Город». И ГУК «Великий Новгород» тоже планирует расторгнуть договор с муниципальной «аварийкой». Первоначально своя аварийно-диспетчерская служба была только у «Новостроя», который неплохо организовал эту работу.
— Какая же участь ждет дома, от которых отказались УК?
— Это около 20 домов, для которых пока не найти управляющие компании с помощью конкурсов, как того требует закон. Сейчас ими управляет «Городское хозяйство», которое заключило договор с городской аварийной службой, так что проблем не должно быть. Мы обязаны и дальше проводить новые конкурсы на обслуживание этих домов, каждый раз увеличивая — в соответствии с законом — тариф на содержание и ремонт жилья на 10 процентов. И вариантов всего два: либо найдется УК, когда тариф будет достаточен для оказания услуг управления, либо собственники дома проявят инициативу и сами выберут способ управления или управляющую организацию.
— Возвращаясь к предстоящей зиме. Не повторятся ли тяжелые дни для водителей и пешеходов, когда после обильных снегопадов по городу было невозможно нормально передвигаться?
— ЗАО «Спецавтохозяйство», отвечающее за уборку улиц и тротуаров, предприняло меры по улучшению своего механизированного фонда. Приобретена новая техника, причем специализированная, для уборки в зимний период. Прежде зачастую приспосабливали другие машины, например, вешали нож к ассенизационной машине. Но такая техника не всегда может пройти по сугробам, и её мощность мала для перемещения снежных завалов.
По нормативам со специализированными машинами у «Спецавтохозяйства» теперь всё в порядке. Но если несколько дней подряд будет обильный снегопад, тогда будет сложнее: по одной и той же улице машина не может ходить бесконечно, и в такие дни до асфальта снег вряд ли будет вычищен. Нам важно в этом случае обеспечивать проезд по основным магистралям, автобусным маршрутам, расчищать остановки, выезды с дворовых территорий на проезжую часть... И если основные улицы удается довольно качественно очистить, то дворы остаются проблемой. Одной лопатой не справиться, нужна мини-техника.
— Оснащаются ли ею новгородские УК?
— Стремление к приобретению мини-техники есть, потому что зимой рассчитывать только на дворников не приходится.
— Бизнес тоже надо бы тормошить: порой сидят в роскошном офисе, к которому не подойти. А торговые сети — вообще рекордсмены по обледенению крылечек и подходов к их магазинам.
— А бывает и так — снег со своей территории просто сваливают на городскую. Поэтому сейчас мы заключаем соглашения с УК и юрлицами, чтобы они брали ответственность по уборке не только своей территории, но и прилегающих участков.
— Если снега будет много, есть куда его вывозить?
— Места его складирования в городе определены давно, для временной свалки снега есть также место на Лужском шоссе. Но, учитывая наш климат, нельзя утверждать, что мы на все 100 процентов готовы к любым зимним катаклизмам. Обычный снегопад мы выдержим на должном уровне. Если же снег будет падать несколько дней, то потребуется и помощь горожан. Мы не просим о героических усилиях, а призываем просто к обычной гражданской ответственности не только со стороны УК, но и автовладельцев. Как въехать технике на дворовую территорию, как качественно убрать проезжую часть, если они заставлены транспортом?
— Хочу спросить еще об одной проблеме, что на слуху у горожан. Полигон для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) действительно исчерпал себя, как утверждают некоторые депутаты?
— Сейчас эксплуатируется первая очередь полигона. Очень помогло снизить объемы ТБО внедрение сортировки. Кроме того, многие мусоровозы оснащены уплотнителями мусора. Проблема — это пластиковые бутылки. Они плохо уплотняются, создавая объемную массу. Однако нижние слои полигона (он эксплуатируется с 1986 года) теперь значительно уплотнились под собственным весом, так что места пока достаточно, ситуация не критична.
— Но вторую очередь полигона готовите?
— Понятно, что рано или поздно городу потребуется вторая очередь полигона. Она пока в стадии проектирования. Мы получили отрицательную экспертизу по прежнему проекту, разработанному московской подрядной организацией «Центр по благоустройству и работе с отходами». Сейчас договор с ней расторгнут, и администрация ищет другого проектировщика, причем с учетом новых требований экологического законодательства к полигонам.
— Великий Новгород будет пионером в этом смысле?
— Ну да, если говорить о городах такой же площади и числа жителей, мы будем первопроходцами: вторая очередь полигона должна стать одной из самых современных в России. При отборе проектной организации будет рассматриваться число положительных заключений в рамках экологической экспертизы на разработанные ими проекты. Выбран будет наиболее успешный коллектив.
Владимир МАЛЫГИН (фото)