Среда, 17 июля 2024

Расстрельная статья

В Новгородском областном суде продолжается процесс по делу Александра Валайтиса

Пару лет назад присяжные признали его виновным в организации убийства гендиректора ООО «ПОГАТ-1» Юрия Володина. После чего Валайтис был надолго отправлен в места не столь отдаленные.

Причины, чтобы один из мрачных персонажей криминальной пьесы, разыгрывавшейся в областном центре в начале 2000-х, вновь занял место в «клетке» зала заседаний суда, — самые убедительные.

Обратный отсчёт
Первая из них — отмена Верховным судом решения областного суда двухлетней давности. Как известно, поводом для этого послужило оправдание присяжными подельника Валайтиса — Сергеева, проходившего по делу в качестве непосредственного исполнителя убийства Володина. Прокуратура области опротестовала приговор с участием суда присяжных, Верховный суд счел ее доводы основательными, вернув дело на новое рассмотрение.

Тем временем Дмитрия Сергеева и след простыл: якобы невиновный пустился в бега. По оперативным данным, он пересек российско-финскую границу. Затем либо затихарился в Суоми, либо по подложным документам перебрался еще дальше, имея все основания думать, что новый состав присяжных вряд ли проявит к нему столько гуманизма и человеколюбия.

Пока Сергеев, объявленный в розыск, играет в прятки с правосудием, дело Валайтиса было выделено в отдельное производство. Однако на этот раз он отвечает уже не только за устранение Володина. Следствие времени даром не теряло, открылись новые интересные обстоятельства. Речь — о незаконном завладении предприятием и вымогательстве. Опять-таки на примере многострадального ПОГАТа. Причем данные эпизоды — не лучшая посмертная память о самом убиенном Володине. О том, как все это происходило, «НВ» рассказал прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры Новгородской области Георгий ЖУКОВ.

Как ПОГАТ сажали на шпагат
В 1990-е это автотранспортное предприятие акционировалось. Во главе по традиции того времени оказался прежний директор Константин Куропатов — руководитель с многолетним стажем. Человек уже немолодой, но твердой закалки: предложения по поводу крышевания и платы самозванной «охране» он игнорировал. Ему угрожали, подожгли дачу. И тем не менее директор на поклон к новым хозяевам жизни не пошел.

Обращался ли Куропатов за защитой туда, куда, вроде бы, надо обращаться в таких случаях? По некоторым данным — да, ходил. После чего давление со стороны криминалитета только усилилось. Сам Константин Евгеньевич не расскажет, как все было. В 2001 году на упрямого директора было совершено нападение. Двое отморозков избили его обрезками металлических труб. Он скончался в больнице.

Нападавшие, а ими были сотрудники одного из охранных агентств, пережили свою жертву не намного. Их нашли в лесу, у обоих — смертельные огнестрельные раны. Причем дело было обставлено так, будто бы один из них застрелил другого, а потом покончил с собой.

Совет директоров предприятия выбрал нового руководителя. Почти единодушно. Им стал бывший заместитель Куропатова — Николай Малолетнев, который тут же попал под пресс. Опять угрозы, поджог — на этот раз квартиры...

Лишь в 2008 году, когда Володина уже не было в живых, а заочно арестованный судом Валайтис скрывался от следствия, Малолетнев обратился в компетентные органы, рассказав, что происходило на ПОГАТе. С его слов, ему позвонил некий Саша (как выяснилось впоследствии, это был Валайтис), обозначивший себя представителем охранной фирмы «ФФФ», и назначил встречу. Малолетнев в общих чертах знал, какой в Великом Новгороде расклад по контролю над бизнесом и что такое названная «охранная контора».

При встрече Саша без лишних предисловий напомнил о судьбе Куропатова. Мол, ты, Николай, сам решай, но всякое может случиться. По понятным причинам Малолетнев в милицию не пошел.

Затем его пригласил на «собеседование» предприниматель Володин. Малолетнев был здорово удивлен. Ведь этот авторитетный господин был ему почти соседом. Сколько раз встречались, никогда бы не подумал... Разговор состоялся конкретный — о деньгах, которые ежемесячно должен платить ПОГАТ. Начальная ставка была — 20% от прибыли. Но прислушавшись к пояснениям Малолетнева, что у предприятия почти нет прибыли, Володин понизил таксу до 3 000 долларов в месяц. И ни центом меньше: где хочешь, там и бери, — твои проблемы.

50 тысяч зелёных за должность
Так было почти три года. А потом от Малолетнева потребовали переписать акции на Володина и тех, кого он назовет. Иными словами, Володин (по оперативным данным, этот кусок бизнеса ему отписал сам Кравченко) решил легализовать свои, так сказать, полномочия. При этом Малолетневу было сказано, что он может оставаться директором, но должен заплатить за должность 50 тысяч долларов. Ах нету? Тогда отдашь нам два личных автомобиля. Заберешь, когда принесешь выкуп. Малолетнев попытался спрятать машины, его водитель отогнал их в деревню. Но в итоге был вынужден припарковать на стоянке у гостиницы, принадлежавшей Володину.

Далее, по словам Жукова, события развивались так. Питерский акционер дал Малолетневу денег взаймы на выкуп иномарок. «Должник» кое-что и сам добавил. В конце концов «купил» свои авто за 50 тысяч баксов.

Между тем Володин при всех его чисто конкретных замашках всерьез подумывал и о развитии предприятия. Порядка 50 миллионов рублей инвестировал в приобретение новой техники. Другой вопрос — как он заработал эти миллионы?

Уроженец Белоруссии Юрий Ковбаса когда-то взял себе фамилию первой жены. Так и стал Володиным, что явно благозвучнее на Новгородчине. Фамилия, однако, не способ, чтобы «володеть» саунами, стоянками и т.д. Как поднялся? Известно, что Юрий Михайлович начинал скромно — охранником. И постепенно так вознесся, что сам Коля Бес ему покровительствовал. Опять-таки по оперативной информации, не кто иной, как Володин, в отсутствие Кравченко был в городе главным на хозяйстве. Как же посмел Валайтис поднять руку на старшого?

Заклятый друг
Со времени первого суда над Валайтисом версия следствия, поясняющая мотивы, ничуть не изменилась. Личная неприязнь, корысть, стремление самому порулить... И потом, если Кравченко уже нет, почему бы не...

Известно, что Володин, оказавшийся не без способностей к управлению, не терпел шаляй-валяйства. По показаниям свидетелей, а в большом коллективе непременно найдутся глаза и уши, он заявил Валайтису, что если тот не пересмотрит своего отношения к работе, ему такой специалист по коммерции не нужен. Даже испытательный срок дал. А Валайтису совершенно не надо было, чтобы из него стахановца лепили. И так на жизнь хватало.

Или незамысловатая философия «охраны» (чем не охранка вообще?) так въелась в плоть и кровь? Сам Валайтис когда-то набирал людей в володинский «Феникс». Собеседование проводил. По свидетельству бывших сотрудников фирмы, первым всегда ставился вопрос о способности и готовности при необходимости кого-нибудь основательно отмутузить.

Как бы то ни было, 7 сентября 2007 года в разгар рабочего дня у ворот предприятия Володин был расстрелян из автомата Калашникова. 29 пуль направили в него. Многие в цель попали. По версии следствия, их выпустил Дмитрий Сергеев, которого привез к ПОГАТу Юрий Карасев. Киллеру за труды достались доходы одного из володинских предприятий, а шоферу Валайтис простил долг в 900 тысяч рублей.

Карасев, задержанный первым, во всем сознался, получил 7 лет колонии строгого режима, сидит.

Валайтис побегал-побегал и тоже присел. В мае 2009 года ему захотелось побывать на дне рождения дочери. На трассе «Россия» его автомобиль остановил экипаж ДПС. Валайтис назвался чужим именем и бросился бежать к лесу, но был ранен в ногу.

Он по-прежнему все отрицает. С его слов, Володин был ему лучшим другом. Убить друга? Никогда в жизни! Точно так же никакой он, Александр Валайтис, не вымогатель и не отниматель чужого бизнеса. Сам, да, занимался бизнесом. Как все, ничего противозаконного.

*   *   *

Георгий Жуков, выступающий на данном процессе в качестве государственного обвинителя, убежден, что вина Александра Валайтиса во всех инкриминируемых ему преступлениях доказана полностью. Но решение, как и в 2011-м, за судом присяжных.

— Раньше или позже, в этом я тоже абсолютно убежден, — говорит Георгий Константинович, — предстанет перед правосудием и Дмитрий Сергеев. Должен заметить, что его предыдущие попытки изобразить алиби и показать себя примерным семьянином едва ли эффективны. Не буду раскрывать подробности, но к настоящему времени даже те небольшие противоречия, на которых прежде играла защита Сергеева, следствием устранены. Что касается его любви к жене и детям, по сути, он их бросил. Стремление любой ценой сохранить личную свободу оказалось выше всякого другого.

Со времен английского историка Карлайла известно, что всякая революция пожирает своих детей. Криминальная — не исключение. Но те, кто их делает, — что им до уроков истории?

Рисунок Алексея Меринова