Среда, 17 июля 2024

Преодолевая недуг

Прошло первое занятие «Школы пациентов» в Новгородском онкодиспансере

По последним данным департамента здравоохранения Новгородской области, у каждого 44-го жителя региона обнаружена онкология. Заболевание настолько распространено среди новгородцев, что, пожалуй, любой из нас может сказать, что с раком столкнулся кто-то из его знакомых, близких или он сам.

Печальное первое место по Северо-Западу на протяжении последних 20 лет область удерживает по числу выявленного рака молочной железы.

Ежегодно он диагностируется у примерно 300 новгородок. Сейчас на учёте онкодиспансера состоят около трех тысяч женщин с данной патологией. Поэтому вполне логично, что «Школа пациентов», организованная Межрегиональным общественным движением «Против рака», стартовала с занятия, куда пригласили женщин с данным недугом.

…По казённым, в цветочек, халатам лёгко угадывались нынешние пациентки онкодиспансера, присутствовали и те, кто был уже выписан. Урок открыл главный онколог области Александр Петров. Он рассказал, что школы для пациентов есть по диабету, гипертонии, бронхиальной астме. А почему прежде не проводились по онкологии, учитывая статистику заболевания, не сообщил.

Школы пациентов — мероприятия просветительские, направленные на то, чтобы дать больным необходимые сведения о болезни, желательно в доступной и понятной для них форме. Как они проходят, мне удалось однажды видеть в одной из городских поликлиник. На учёбе за чаепитием с пирогами говорилось об остеохондрозе. Беседа между врачами-лекторами и пациентами тогда удалась доверительной. Наличие снимающей видеокамеры никого не смутило. В случае школы для онкологических больных встречу решили провести максимально конфиденциально, без телевизионных СМИ. Объявить о своём онкологическом диагнозе прилюдно — неприятно. Сама же Школа получилась что-то вроде мини-конференции, хотя, может быть, она так и задумывалась.

Прозвучали доклады врача-онколога Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А.Н. Никифорова МЧС России Ольги МЕЛЬНИКОВОЙ, члена Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве России Николая ДРОНОВА. Главная идея, объединившая выступления московских специалистов, свелась к тому, что рак их слушательницами не должен восприниматься как приговор.

Выздоровление не даст обращение к знахарям и целителям. Важным подспорьем в борьбе с онкологией служит грамотная информация о заболевании, способах его лечения и профилактики, которую пациент должен получать только из уст профессионала.

— Рак молочной железы коварен. Он в отличие от рака желудка, диагноз которого может быть снят через пять лет, способен вызвать рецидив по прошествии нескольких лет. Невозможно гарантировать, что рак молочной железы не даст метастазы. Но на начальной стадии его всегда легче лечить, — говорила Ольга Мельникова.

Когда речь зашла о биопсии, об обязательном методе подтверждения диагноза при подозрении на наличие онкологии груди, врач заверила, что не такая она и болезненная, бояться укола не надо. Но моя соседка, молодая женщина, чуть слышно, скептически прокомментировала: «Да, конечно». И я, признаюсь, больше поверила ей, чем доктору.

Правозащитник Николай Дронов после того, как проинформировал о государственных гарантиях, на которые может претендовать онкобольной, обозначил  проблему, с которой в настоящее время сталкиваются десятки регионов по всей стране, а именно недостаток финансовых средств на лекарственное обеспечение. И тут всё очень грустно.

— Ни одно государство в мире не способно за счёт бюджета лечить злокачественные новообразования. Препараты для больных закупаются регионами. Но на вопрос: что делать, если деньги у них закончились в середине года, сейчас не ответит даже министр, — сообщил Дронов.

Москвичи находят выход из сложившегося кризиса в том, чтобы участие в сохранении собственного здоровья принимал и сам пациент. И участие это должно быть для него посильным, необременительным. Однако  схема софинансирования государством пока не разработана. Что думают о подобном предложении сами граждане-пациенты? Судя по тому, как одна из участниц школы начала эту новость эмоционально обсуждать с другой, уже не слушая докладчика, предположу, что ничего хорошего.

Фото Владимира МАЛЫГИНА