Среда, 17 июля 2024

Последняя электричка,

или Каждому железнодорожнику — по внедорожнику. Рассуждает Геннадий РЯВКИН, главный редактор газеты «Новгородские ведомости».

В наших отношениях с РЖД наметился интригующий поворот. Как сообщил в понедельник, 2 декабря, на аппаратном совещании правительства региона вице-губернатор Юрий Маланин, в наступающем году в Новгородской области предполагается сохранить только пять маршрутов, которые будут обслуживать девять электропоездов Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК).

Предложение уже направлено руководству железнодорожной компании, и по словам Юрия Маланина, вызвало у наших партнеров шок.

Бывает… Наверное, наша реакция на проект компенсации выпадающих (в наш регион?!) доходов СЗППК за обслуживание новгородцев, которые, видимо, будут ездить в 2014 году исключительно в электричках, была симметричной. 520 млн. рублей планируют потерять на следующий год от партнерства с нами пригородные железнодорожники! Это примерно на 60% больше, чем потеряют, по их расчетам, в этом году.

Оторопь берет от такой бухгалтерии.

Видимо, в поисках выхода (так ведь и по миру пустят!) в областном правительстве и разработали схему замещения электричек автобусами. В принципе идея давно витала в воздухе. Но велика сила привычки: никуда без электрички! Хотя бы и медленно, и расписание неудобное.

Так вот — схема. Она, как подсчитали, обойдется всего в 30 с небольшим млн. рублей. При этом в населенные пункты, куда электрички ходить не будут, пролягут 15 новых автобусных маршрутов, а на 11 изменят графики и интенсивность движения. Так докладывал Юрий Маланин. Понятно, новые и обновленные маршруты априори не рентабельные, не окупят себя. Но мы сами будем считать убытки и сами — их компенсировать. С электричками этот труд берет на себя СЗППК. И так увлеклась, что даже посмотреть на подсчеты не дает, сразу выводит ответ.

Кстати, наше областное правительство рассуждало так (и так было прописано в договоре с СЗППК на 2013 год), что мы компенсируем расходы на 20 социально значимых маршрутах, которые обслуживают 75 локомотивов. По ним были согласованы и тарифы, и компенсации — 86,8 млн. рублей. Однако в конце года РЖД предъявила финансовые требования на покрытие новгородцами выпадающих доходов компании более чем на 300 млн. рублей.

Итак, 15 новых и 11 обновленных автобусных линий вместо электричек. А что в остатке? Пять маршрутов пригородных электричек, которые правительство Новгородской области планирует сохранить в 2014 году. Это маршруты Хвойная — Будогощи, Окуловка — Малая Вишера — Санкт-Петербург, Чудово — Волховстрой, Валдай — Старая Русса и Великий Новгород — Санкт-Петербург. Причем только последний маршрут прибыльный, остальные требуют дотаций.

Пять против 20? И даже — против 37! Это как же?

Выясняется, что, отметив «золотые поезда», мы отрежем от Большой земли 1 443 жителя региона. Не отрежем! К ним-то и пойдут автобусы. Правда, для этого следует привести в порядок 140 км региональных автодорог. Но лишь 41 км требует серьезного ремонта, успокоил вице-губернатор. На остальных участках нужно провести поддерживающие работы.

Вот как-то так, товарищи железнодорожники. Обдумайте все потщательнее.

Да, кстати! Владимир Путин поручил руководству ОАО «РЖД» (а также Газпрома, Транснефти и Россети) к 10 декабря представить в Минэкономики планы снижения капитальных и операционных расходов на 2013–2017 годы не менее, чем на 10% ежегодно от уровня 2012 года. Может, отсюда и внезапный рост выпадающих доходов по Новгородской области?

Хотя начать можно было с другого края. Как сообщает газета «Коммерсант», бюджет ФК «Локомотив» в прошлом году составил 4,7 млрд. рублей. Обеспечили его РЖД. А еще ХК «Локомотив» из Ярославля, волейбольные и баскетбольные команды.

Впрочем, Совет Федерации внес на рассмотрение в Госдуму проект поправок к закону «О естественных монополиях». В частности, предлагается запретить перечисление субъектами естественных монополий средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с деятельностью профессиональных спортивных команд. Сенаторы считают, что расходы эти закладываются в тариф, который оплачивает население.