Среда, 17 июля 2024

Программа самоконсервации

Начинающим достаточно просто зайти в воду. Зимой

Закаливание повышает устойчивость к простуде

Когда как не зимой, снежной и не утомительно холодной, попробовать себя в роли моржа?! Морозостойкие приверженцы этого дела уверяют, что подобного рода закаливание приносит бодрость и здоровье.

И лучшего эксперта в этом, чем Светлана ЖИДКОВА, в Великом Новгороде не найти.

Много лет она пропагандирует зимнее плавание. Редкое спортивное соревнование обходится без участия этой статной, дышащей оптимизмом женщины. Особенно гордится пройденной дистанцией в 60 километров в ещё не в прогретых солнцем водах Селигера.

Её моржевание началось в 80-х. Причиной послужили не любопытство и не разговоры о полезности обливания, просто, как она объясняет, в самый для неё тяжёлый момент организм словно потребовал холода.

— Мне было всего-то 32 года, когда по вине врачей я оказалась парализованной. Неудачно сделали пункцию: ноги-руки перестали шевелиться. Моей семье — супругу, двоим маленьким детям — было тяжело за мной ухаживать, поэтому решили перевести меня в дом инвалидов, где медики обещали заботу. Однако на самом деле эта больница оказалась настоящим «домом смертников», куда свозили умирать бесхозных стариков и таких, как я, абсолютно беспомощных, — вспоминает Светлана Николаевна.

Спасла её от ужасной участи мама. Она приехала из другого города и забрала дочь домой. Под родительским присмотром женщина стала «расхаживаться». И вот однажды Светлана Николаевна попросила окатить её холодной водой на улице. Почувствовала облегчение и отныне уже не смогла обходиться без экстремальных водных процедур. Благо помогали мама и сочувствующие подруги.

Реабилитация заняла 10 лет. И тем не менее упорство и труд когда-то безнадёжной пациентки вызывают уважение. Заинтересовал ли феномен Жидковой новгородских врачей? Как она призналась, местные доктора, мягко выражаясь, посчитали её дамой не в себе. Зато профессиональный интерес к ней проявил кандидат биологических наук Владимир Гребёнкин, адепт аквайс-спорта в России, автор «ударного» метода оздоровления организма закаливанием. С ним новгородку связала долгая дружба.

Сам Гребёнкин в одном из интервью объяснял целебный эффект холодной воды так: «Когда человек в неё заходит, поверхностные капилляры сужаются, чтобы организм не терял тепла. Вместо них кровь переполняет сердце, печень, лёгкие и др. В них улучшается обмен веществ, они насыщаются кислородом и очищаются. При этом температура тела поднимается до 40,3 градуса, вирусы и микробы погибают».

— За все годы, что я занимаюсь моржеванием, я ни разу не болела простудными заболеваниями. Моя прививка от гриппа и депрессии — вода. В сильные морозы не закрываю дверь на балкон, сплю, ничем не укрываясь. Уже за шестьдесят, но многие дают мне намного меньше. Замороженная, говорят, — с улыбкой признается Жидкова.

Впрочем, предупреждает она, стать моржом, добиться таких результатов, как у неё, за месяц не получится. Необходимы долгие тренировки, работа над своим организмом. Основная рекомендация Жидковой — нельзя идти против его воли.

Советы для начинающих:
- раздеваться нужно непосредственно перед заходом в воду. Не допускать, чтобы замёрзли руки и ноги;

- не окунаться с головой, это может негативно отразиться на сосудах головного мозга. Лучше надеть тёплую шапочку;

- воздействие холодом должно быть кратковременным — 15–20 секунд. Для закрепления результата процедуру повторите на следующий день;

- ни до, ни после погружения не принимать спиртное. Это чревато потерей сознания и нарушением работы жизненно важных органов и мозга.

Комментарий специалиста
Елена ПЕТРОВА, врач Центра медицинской профилактики:

— В каждом конкретном случае закаливание должно проводиться адекватно восприятию самого организма. Для кого-то будет достаточно умывания лица холодной водой, а кому-то подойдёт обливание всего тела. Стресс от воздействия холода способен вызвать у человека обострение основного заболевания, почечную патологию, артрит, ишемию и т.д. Подобные процедуры требуют постепенности. Используя их, не следует переходить грань разумного.

Фото Николая БАРАНОВСКОГО