Среда, 17 июля 2024

Параллельная реальность,

«Оптимисты» хотят выступать перед большими аудиториями

или Во что играют постояльцы Новгородского психоневрологического интерната

Арт-студия «Оптимисты» действует в Новгородском психоневрологическом интернате шесть лет. Её участники — постоянно проживающие в казённом доме пациенты. Начинали с песен и стихов, небольших сценок.

Осилив кукольные постановки, особых актёров потянуло на большую сцену. И как это бывает у любого самодеятельного театра, труппа пожелала замахнуться на… Нет, не на Вильяма Шекспира — на родного Николая Васильевича Гоголя. Переиначив классическую «Женитьбу», пьесу адаптировали для актёров, людей всё-таки не совсем здоровых.

Женихи и невеста
Представление назначено на полдень. Впрочем, в доме ветеранов, куда «Оптимисты» направились со своей новой постановкой, время — условность. В этих стенах не принято куда-то спешить. Пятнадцать минут до начала спектакля, а в зале до неприличия мало зрителей — меньше, чем самих артистов и сопровождающих их воспитателей. Пока публика не займёт свои места, актёры будут томиться в ожидании своего выхода в гримёрке за сценой.

Галина ДУБКО, руководитель театральной студии, осознавая, что так дело не годится, просит обежать комнаты и пригласить каждого индивидуально. «А то получится, как в прошлый раз: от силы пятнадцать человек соберутся», — сетует она.

Центральная роль нерешительного и вялого Подколёсина специально предназначена для флегматичного Вадика. Для образа дворянина ему потребовался махровый халат в клетку, взъерошенные на голове волосы и нарисованная чёрной краской борода. Не без удовольствия он подставляет свои щёки для грима.

Его партнёрша Ирина ХАЗОВА — дама чуть старше среднего возраста.  Говорит тихо, передвигается медленно, периодически всплёскивает руками. Такой видится ей купеческая дочь, невеста Агафья Тихоновна.

Ирина — прима интернатовского театра. К титулу «народная артистка Великого Новгорода», которым её поощрила Галина Николаевна, относится очень серьёзно. Вообще, звания в театре дают от заслуженного артиста Сметанинской Мызы до… Впрочем, верхняя граница не определена.

— На репетиции иду, как на крыльях лечу. Театр здоровье даёт. А ещё радость и вдохновение. И поправляемся лучше, чем от лекарств, — рассказывает Ирина, не выходя из образа.

«А сфотографировать вас можно?» — интересуюсь, поскольку не каждый согласится афишировать своё нахождение в интернате. Ирина не против и принимает позу повыигрышнее. Актёры любят сниматься и для телевизионных сюжетов, и для газетных публикаций, тогда их родственники смогут увидеть, что у них всё нормально, они под присмотром.

Из студийцев больше всех волнуется сама Галина Николаевна. Форс-мажор! Серьёзно заболела одна из артисток, и теперь сваху изображать ей. Придётся работать на два фронта — играть и одновременно следить за своими подопечными. А некоторые без неё, словно дети малые.

Галина Дубко, конечно, — не Роберт Стуруа, называвший себя «бархатным диктатором», но что-то от знаменитого грузинского режиссёра в ней есть.

— Говорите ясно, чётко, громко, а не так, чтобы дальше двух метров от вас и не разобрать ничего. Коля, не забывай открывать рот и смотри, чтобы зубы не потерялись. И кто скажет, который час? — в её голосе чувствуется лёгкий мандраж.

Коля — пожилой мужчина, всю жизнь провёл в интернатах. Никогда не работал, родственников не осталось. Он с трудом ориентируется в незнакомом пространстве. Главные роли ему не дают, но небольшие выучить способен. Потрёпанный костюм морячка явно указывает на то, что ему выпало играть простодушного Жевакина.

Последние штрихи, и образ сложится«Золотая рыбка» Серёжи
Инициатором создания творческой мастерской стала Галина Николаевна. В общем-то, образовалось всё как-то само собой:

— Мне уже шестьдесят семь лет. Оказалась на пенсии, но представить себе, чтобы сидеть дома, не могла. Непонятно, что бы я тогда делала? Ну книжки люблю читать. И всё. Предложили устроиться воспитателем в интернат, а поскольку у меня педагогическое образование, я учитель немецкого языка, решила попробовать. Знаете, что подкупило? Здесь не надо писать бесконечные планы, как это происходит в детских садах и школах. Воспитанники — люди взрослые, методики работы с ними не придумали. Твори что хочешь. Помню, на каком-то празднике они одну песню с пяти раз начинали. По бумаге пытались читать, но ничего не видели. Задаю вопрос музыканту (он уже давно уволился): что же это происходит? А он в ответ: так это больные, чего с них взять. Я решила, у меня такого не случится. Будут учить.

Происходило это, вспоминает Дубко, не без сопротивления. Артисты-интернатовцы жаловались на неё медсёстрам, дескать, требует тексты учить наизусть. Правда, те, кто когда-то недовольны были, теперь за ней по пятам ходят — ролей ждут. Однако Галина Николаевна особо отмечает Ирину Хазову и молодого, подающего надежды Сергея АБРОСИМОВА. Настоящая сценическая одежда, позаимствованная из театра драмы, делает его модником XIX века:

— Это хорошо, что у нас театр есть. Не знаю, что бы мы без него делали. С ним себя чувствуешь нужным. Благодаря ему с представлениями выезжаем из интерната. Ставили сказки. В «Золотой рыбке» Ирина Хазова была бабкой, я — дедом.

— А сейчас вы кто? — спрашиваю.

— Друг жениха, Кочкарёв Сергей Фомич… Ой, Илья Фомич.

— Эх, забыл своё имя, — журит Галина Николаевна. — А вот мне любопытно, как бы вы вышли из нештатной ситуации, если я на сцене вдруг упаду? Голова уж сильно кружится.

— Скажу, что и слава Богу, теперь я со всем один справлюсь, — шутит Серёжа, не забывая, что он Кочкарёв, по произведению конкурент свахи, и такой поворот событий ему бы был выгоден.

— Молодец! — восклицает довольная импровизацией ученика Дубко. Но предупреждает: — Если мне совсем плохо станет, не забудьте врача вызвать.

Работа с душевнобольными актёрами требует от Галины Николаевны упорства и изрядной доли смекалки. Не возьмётся она за постановки со множеством ходов и выходов — запутаются. С лишними перемещениями перед зрителями тоже лучше не экспериментировать. Монологи усваиваются исключительно на слух — шпаргалки для страховки не допускаются. Принципиально.

— Читаю, а они за мной повторяют. Нужно, чтобы они сразу правильно усвоили интонацию своих героев. Потом уже будет не перебить. Важно, чтобы они научились слушать друг друга. Из-за приема сильных препаратов они могут «уплывать», а я хочу, чтобы они воспринимали речь соседа. И это они делают замечательно. Кстати, на постановку «Женитьбы» ушло три месяца. Провели 51 репетицию. Департамент социальной защиты тоже оценил нашу работу, обещал продвигать нас к участию в фестивалях, — рассказывает Дубко.

Войти в труппу «Оптимистов» может любой постоялец интерната. Однако любовь к Мельпомене овладевает далеко не всеми. Больше всего сторонятся её мужчины. Приглядывались к пациентам, переведённым из сгоревшего психоневрологического интерната Оксочи, но из 35 человек только один выразил охоту стать актёром.

Без занавеса
...Зрители подтягиваются: кто-то своим ходом, кто-то на инвалидных колясках. «Оптимистам» хочется признания, аплодисментов — не наигранных, настоящих. Без прелюдии и даже без подъёма занавеса, которого попросту нет, разворачивается действие. Суть хрестоматийного сочинения пересказывать не имеет смысла.

Концовка у спектакля счастливая. Дубко-сваха успокаивает Ирину-невесту: она обязательно найдёт ей подходящего жениха. Та смеётся. Значит, всё будет хорошо…

Фото автора и с сайта npni.ksvn.ru