Среда, 17 июля 2024

На заданную тему

В школы возвращается экзаменационное сочинение  

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, чтобы с 2015 года учитывать у выпускников школ  при поступлении в вузы не только результаты ЕГЭ, но и оценки за итоговое сочинение.

К июлю Министерство образования и науки должно определиться, в каком виде учащиеся будут его писать.  

Данное предложение было ожидаемым: о возвращении в ученические тетради полноценного анализа текста, мнений литературоведов и    рассуждений самих детей на федеральном уровне говорилось давно.  И вот решение принято.

Но нужно ли сочинение как экзаменационная форма современной школе? По мнению директора средней школы № 2 Великого Новгорода Ирины ШАНАЕВОЙ,  необходимо:

—  Я как руководитель образовательного учреждения и как учитель русского языка и литературы только приветствую сочинения. Но поскольку давно уже действующая в стране процедура сдачи итоговых испытаний школьниками в виде тестов подразумевает лишь небольшие эссе, то именно этот вариант и прорабатывают педагоги с учащимися на занятиях. Если в этом виде предстоит писать ребятам итоговое сочинение, то проблем не будет. А вот если речь пойдет о классическом типе со вступлением, с разбором текста и анализом различных взглядов на тему критиков, то учителям придется потрудиться. Признаюсь, что своим воспитанникам я в последние годы редко задаю полноценные сочинения писать — раз пять-шесть в год и в основном по внеклассным произведениям.  

Шанаева говорит, что родители детей, которым предстоит итоговое сочинение, пока беспокойства не проявляют. А вот учителя задают вопросы.  Литераторы школы в целом готовы менять методики подготовки детей, но пока министерство точно не определится с форматом сочинения, сделать это  сложно.

Сейчас озвучиваются разные идеи: от увеличения объема эссе существующих вариантов ЕГЭ (сейчас достаточно 150 слов) до экзамена в формате написания сочинения с последующей его устной защитой.  

— Как литератор я за то, чтобы ребята отдельно от ЕГЭ писали сочинение, но тогда часть «С» из тестов госэкзамена, как раз и включающая эссе, должна быть исключена, — рассуждает Шанаева. — Ничего не имею против и устной защиты написанного, если это будет экзамен по литературе. Учитель должен оценивать не только текст, который может быть гладким, логичным, правильно выстроенным, но что не исключено, воспроизведенным ребенком  по памяти из Интернета,  но и умение грамотно говорить, образно выражаться,  доказывать свою точку зрения. Именно так раньше и проверяли знания  учащихся по литературе.

Итоговому школьному сочинению быть. Но поскольку свое место в экзаменационном перечне оно займет только к концу следующего учебного года, у педагогов и детей есть время попрактиковаться и набить руку на сочинениях на заданную тему.

Фото из архива «НВ»