Среда, 17 июля 2024

Берегите пешехода!

Закон об ОСАГО нужно менять. Своим мнением делится Владимир СОКОЛОВ, председатель Межрегионального общественного движения «Союз пешеходов».

С каждым годом в России машин становится в среднем на 5% больше. Каждый год выдается более 2 млн. водительских удостоверений. И аварий становится все больше.

И если водителя могут спасти его машина, ремень и подушка безопасности, то пешеход абсолютно беззащитен на дороге, его жизнь подчас зависит только от сознательности и мастерства водителя автомобиля.

Подчеркну — российский пешеход! За рубежом пешеход находится под железной защитой законодательства. Там над водителем постоянно довлеет груз финансовой, административной, уголовной ответственности и, главное, осознание неотвратимости наказания. А «наши» скрываются с места преступления, превышают скорость, игнорируют штрафы — 40 млн. рублей штрафов только за прошлый год так и не были оплачены.

И вот машин в России в три раза меньше, чем в США, а смертей — на 40% больше. Каждый третий погибший в ДТП и каждый пятый раненый — пешеход. Каждый седьмой выживший в аварии становится инвалидом.

Особая проблема — наезды на пешеходных переходах. За 10 лет их количество возросло на 80% (с 10 до 18 тысяч).

«Союз пешеходов» разработал предложения по совершенствованию законодательства, дорожного строительства, обустройству дорог, образованию водителей. В том числе в текст изменений в закон об ОСАГО нами внесены поправки, которые:

- регламентируют сроки рассмотрения заявления пострадавшего о предварительной выплате и срок перечисления средств;

- указывают два конкретных документа, которые нужно представить страховой компании для предварительной выплаты компенсации за вред здоровью;

- расширяют круг родственников потерпевшего, имеющих право представлять интересы потерпевшего без доверенности в ГИББД и страховой компании (сейчас могут лишь его родители и лица, имеющие нотариально оформленную доверенность);

- возлагают на ГИБДД ответственность за предоставление пострадавшему достоверной информации о страховой компании  виновника ДТП и номере страхового полиса виновника.

Во-вторых. ОСАГО сегодня покрывает лишь малую часть рисков, связанных с причинением вреда здоровью и жизни, — в размере 160 тысяч рублей (включая 25 тысяч на похороны). Для сравнения: в Белоруссии этот показатель составляет порядка 450 тысяч рублей, в Казахстане — 370 тысяч рублей. Недавно Минфин РФ внес в  Госдуму законопроект о внесении изменений в Закон об ОСАГО (в том числе предлагавшихся «Союзом пешеходов»). Среди нововведений — повышение лимита выплат пострадавшим до 500 тысяч рублей и введение предварительной выплаты без предоставления подтверждающих затраты документов.

Но этого недостаточно. Часто пешеходам наносится вред, который даже тяжело измерить в денежном выражении. Как человеку компенсировать деньгами утраченную навсегда возможность, например, видеть или передвигаться? Поэтому мы считаем, что лимит выплат за вред здоровью и жизни по Закону об ОСАГО должен быть повышен до 2 млн. рублей, как установлено для пассажиров общественного транспорта. Тогда и предварительные выплаты возрастут пропорционально. Да, увеличение выплат приведет к росту взносов по полису ОСАГО, но другого выхода нет.

И в-третьих. Система «бонус-малус» во всем мире стимулирует водителей ездить аккуратно. Нет у тебя аварий — платишь за ОСАГО меньше, есть — платишь больше. В России максимальное повышение стоимости полиса (которое происходит, если водитель по своей вине попадал в ДТП) — 250%. Максимальное понижение (если ездил аккуратно) — всего на 50%. При этом стоимость полисов  в некоторых регионах у нас начинается (для «Жигулей») с 2 000 рублей. То есть, даже если ты попадал в аварии весь год, заплатишь чуть более 5 000. В США, например, цена за полис может повыситься в 10 раз, при этом отслеживается не только аварийность/безаварийность езды, но и все нарушения ПДД, совершенные водителем.

Мы возлагаем большие надежды на весеннюю сессию в Госдуме, во время которой состоится второе чтение по закону об ОСАГО.

Будем надеяться, что депутаты нас поддержат.