Среда, 17 июля 2024

Данко schоn*

Пионерский принцип «Горишь сам — зажги другого» снова в работе. Рассуждает Мария КЛАПАТНЮК, обозреватель газеты «Новгородские ведомости».

В каждом из нас жива страсть к накопительству. Первая её стадия проявляется в откладывании какого-нибудь студенческого конспекта или понравившейся открытки подальше от проходных троп с мыслью: потом обязательно понадобится.

Причём всё это делается с заранее осознанным — потом, конечно, никогда не наступит. Последнюю же стадию описал Николай Васильевич, но на этом останавливаться не будем — случай хрестоматийный. 

Впрочем, бывают минуты просветления, варианты наступления этого самого «потом». К примеру, при экстренной нехватке места или при неожиданном переезде. Или вот ещё… Когда люди, которых ты знал, ценил и считал вполне нормальными, вдруг разворачивают активную деятельность, строят экологически чистые баррикады и водружают на них флаг «РазДельный сбор». Будем сдавать мусор правильно и экологично! Защитим будущее планеты Земля! И всё в этом роде, причём не где-нибудь, а в родном Великом Новгороде, где не то что мусор раздельно, отработавшую энергосберегающую лампочку некуда выбросить.

И ладно бы активисты тихо-мирно сдавали, так нет. Почувствовав силу в множестве, уже прижимают к стенке и тебя, и целятся вопросом в лоб: «Будущее планеты интересует? Тогда — ты с нами!».

Отказывать в такой ситуации, мягко говоря, неловко. Тем более что помимо страсти к накопительству у человека есть и ещё одна страстишка — быть не хуже, много — лучше других. И стало быть, припертый к стене ты, конечно, отвечаешь — буду сдавать! Далее рутина: борьба одной страсти с другой, оканчивающаяся увесистыми пакетами у входа в квартиру: макулатура отдельно, стеклотара отдельно. Пластик тоже собран.

Забавно, что желание быть или хотя бы казаться не хуже лучших, не пропадает даже тогда, когда накануне акции между выставленными тобой в подъездный коридор пакетами с вторсырьём (называть это мусором язык уже не повернется) уютно устраивается личность типа БОМЖ и спит сном праведника. Проходя к лифту, ты интеллигентно интересуешься: «Позвольте, милейший, а вы тут надолго? От вас же, простите, пахнет!». А он неожиданно разумно отвечает тебе: «Всё понимаю, дражайший, но на улице мороз, там я точно не переночую, замёрзну!».

И ведь прав, чертяка, замёрзнет. Гигиена, конечно, рыдает в сторонке, но ты как представитель лучшей половины человечества всё же оставляешь его на месте и даже не звонишь в полицию. По всей видимости, чтобы  утром найти на его месте бутылку из-под лимонада и ещё одну — портвейн. Обе, разумеется, пусты. И их, стало быть, тоже надо утилизировать по всем правилам раздельного сбора.

Так или иначе, но на минувших выходных 39 горожан сдали. Для этого запустили по городу «газельку», собиравшую раздельно упакованное вторсырьё на заранее оговоренных городских точках.

Мимопроходящих обращали в свою идеологию — рассказывали, в общем-то, банальные вещи. О том, что на дворе XXI век, но для утилизации отходов всё ещё используются технологии века предыдущего. Проще говоря — более 90% отходов просто сваливают на полигонах. Для Великого Новгорода с его практически полностью заполненным полигоном ТБО тема интересная. Ну а горожане на это качали головами, охали и, понятное дело, шли дальше, просветленные!

В общем, акция прошла как нельзя более славно! Всего было собрано около 300 кг сырья. Вырученные за его сдачу в городском пункте приёма деньги не покрыли даже и расходов на аренду той самой «газельки», что развозила мусор. Переворота (сознания, массового) не получилось!

Тихую гладь, быстро покрывшую наше болотце после акции, и по сей день нарушают разве что всплески интернет-комментаторов, задетых за живое, и просто сочувствующих, готовых со стороны дать ценные советы: «Да ведь это капля в море...» и «Где я буду это всё хранить?» или так: «Так я за утилизацию ещё и платить должен?».

Да ещё беспокоит мирную общественность, что активисты таки решили сделать акции по раздельному сбору вторсырья ежемесячными, и более того — уже оборудовали первый стационарный пункт раздельной утилизации вторсырья в Новгороде.

Здесь прибавить нечего. Будем ждать. И верить.

* Danke schоn (нем.) — большое спасибо (в данном случае — игра слов)