Четверг, 18 июля 2024

Стены, в которых лечат

Николай Кузнецов показывает губернатору своё отделение

Субботним утром 8 февраля глава региона снова отправился с визитами в лечебные учреждения

Поликлиника № 1 на улице Славной Великого Новгорода. Люди в белых халатах срочно затирают швабрами грязные следы, оставленные подошвами обуви.

Через несколько минут сюда прибудет губернатор Сергей МИТИН. Встречают ведь по одёжке, поэтому всё в коридорах и кабинетах должно сверкать чистотой.

Беда поликлиники
Помимо образцово-показательного вида внутри поликлиники её заведующая Виолетта КОСТЫРКИНА собирается показать губернатору стоматологический кабинет, где пациентов обслуживают по полису ОМС. Сейчас бесплатное лечение зубов в областном центре практически сходит на нет, а здесь всё-таки рискнули организовать стоматологическую помощь для населения в рамках территориальной программы госгарантий.

Впрочем, Сергей Митин направляется в другую сторону, к стойке регистратуры, у которой два года назад разразился скандал. Тогда он решил записаться на приём к хирургу и неврологу, как это обычно делают новгородцы, прикреплённые к участкам поликлиники. Их, к слову, 40 тыс. человек. И с одной попытки это ему не удалось совершить. В регистратуре объяснили, что доктора в отпусках. При этом доска объявлений, предназначенная именно для того, чтобы разъяснить нюансы работы врачей, граждан никак не информировала. А после посещения запущенного конференц-зала тогда он поставил диагноз поликлинике в целом: «Везде, куда ни посмотришь, уныние».

В этот раз придраться к её убранству было сложно. На то, чтобы вид лечебного заведения соответствовал современным санитарно-эпидемиологическим нормам, было потрачено более 4,5 млн. рублей. Условия пребывания пациентов и персонала значительно улучшились. Расписание специалистов было чётким. Между тем внешние преобразования от критики со стороны губернатора Виолетту Костыркину не уберегли.   

— Хватает ли вам терапевтов? — поинтересовался Сергей Митин, уже будучи в курсе, что сейчас основная сложность учреждения — дефицит специалистов.

— На 20 участках работают только 11 врачей, двое из которых в настоящее время находятся в декретных отпусках. Нехватка кадров — настоящая беда. Молодёжь не хочет идти в первичное звено. Пугает её существующая отчётность, когда надо заполнять массу бумаг, а также ходить по вызовам, — тут заведующая была готова сообщить, как некорректно докторов порой встречают по адресам, но губернатор перебил вопросом: «Сколько в среднем получают врачи поликлиники?».

— Врач-терапевт 24 тыс. рублей, — не скрыла Костыркина. 

Как следовало дальше из объяснений, у медиков поликлиники нет тех возможностей подзаработать, какие есть у врачей стационаров. И потому зарплата участковых терапевтов не дотягивает до средней по региону — 34 тыс. рублей. Поднять её до декларируемого уровня — вот главная забота руководителей не только поликлиники, но и Центральной городской клинической больницы (ЦГКБ), а также областного департамента здравоохранения, ставит задачу губернатор. Вячеслав ГАЙВОРОНСКИЙ, главный врач ЦГКБ, и Галина МИХАЙЛОВА, отвечающая за всю государственную медицину в регионе, кивают головами в знак согласия. Именно им предстоит найти источники пополнения заработной платы медикам.

Сергей Митин направляется к выходу, пообещав, что летом он вернётся с повторным посещением, чтобы проверить, как решены вопросы с кадрами и зарплатой.

На приведение в порядок психиатрической больницы деньги будут искать в областном бюджете

« … ну почему же у меня ничего не выходит?»
Если говорить о самых «больных», в смысле — самых проблемных, медицинских организациях, то, пожалуй, областная психиатрическая больница — одна из них. «НВ» не раз писали, что здание и территория клиники находятся в плачевном состоянии. Так, одна из публикаций касалась того, что через парковую зону стационара постоянно ездит чужой транспорт. В этот раз с десяток легковушек были за пределами больничного забора. Хочется верить, что это сложившаяся практика, а не единичный случай, связанный с приездом представительной делегации. 

С момента последней рабочей встречи Сергея Митина с коллективом больницы прошло более пяти лет. Кое-где на фасаде здания маячат белые стеклопакеты. Ещё каких-то разительных перемен с улицы больше не заметно.

— В федеральную программу «Модернизация системы здравоохранения» психиатрическая служба не попала. Но ходят слухи, что будет отдельная программа, направленная на укрепление материально-технической базы психиатрических учреждений. Наши предложения через департамент на федеральный уровень направлены, — рассказал главный врач областной психиатрической больницы Валерий ЧЕРНЯГОВ перед тем, как провести губернатора и сопровождающих его ответственных лиц и журналистов по отделениям.

Первым стало мужское, рассчитанное на 70 коек. Сюда привозят больных шизофренией и алкогольными психозами. Раздаётся металлический звон затвора, и первое, с чем сталкивается наша процессия, — сильный, отталкивающий запах, о происхождении которого я даже не желаю думать. Открытое настежь окно всё равно не спасает от ужасной духоты. Не хватает воздуха и света. Лица больных не отличаются от лиц заключенных. Их глаза внимательно следят за нами. Губернатор оценивает убогую обстановку, но с выводами пока не спешит.

Во время десятиминутной экскурсии я успеваю заметить, что персонал отделения, за исключением заведующего и санитара, — это женщины. Самую молоденькую из них, которой от силы лет 20, я успеваю спросить: «Почему вы здесь работаете?». «Учусь на врача, свою будущую профессию планирую связать с психиатрией», — ответила она смущенно. Её старшая коллега тут же добавила: «Многие из нас здесь тридцать лет трудятся и ничего, привыкли». А я спешу поскорее вырваться из гнетущей атмосферы.  

То, что в больнице не всё так мрачно, её администрация демонстрирует в отделении динамической психиатрии Николая КУЗНЕЦОВА. Врач более десяти лет исповедует принцип, что душевные расстройства можно излечить арт-терапией. На казённых площадях, насколько это возможно, создаётся домашний уют. Пациенты рисуют, ставят спектакли, сочиняют стихи. Сейчас они готовятся встретить День святого Валентина. Никаких ограничений в перемещении в стенах отделения нет.

Доктор Кузнецов ничего у Сергея Митина не просит, если только материально помочь с заменой окон на его этаже, и дарит губернатору полотно своего пациента со следующей аннотацией: «Отче, ну почему же у меня ничего не выходит?». 

Материально-техническое оснащение психиатрической больницы  давно нуждается в обновленииВ инфекционном изоляторе больницы идёт ремонт палат. В порядок приведена пока одна. Это, конечно, не евроотделка, но стены с потолком обновлены. Медицинский коллектив, и снова одни дамы, на жизнь не жалуются. Как зарплата? Устраивает. Заведующая изолятором Наталья ЛЕБЕДЕВА поясняет журналистам, что 35 тыс. рублей зарабатывает благодаря большой нагрузке.

— В изоляторе лежат больные с инфекциями или подозрениями на них. Много среди них бомжей, людей с ВИЧ. Сейчас у нас 23 человека, — прокомментировала она. 

 *    *    *

Безусловно, от глаз главы региона не скрылись допотопная, ободранная мебель, прогнившие металлические кровати, местами разрушающаяся кирпичная кладка на корпусах больницы и маленькие пациенты, кричащие через решётку «здравствуйте» высокому начальству. Сколько требуется средств, чтобы создать достойные условия для медиков и их подопечных, озвучено не было. То, что сумма эта окажется многомиллионной, не вызывает никаких сомнений.

— В этом году надо начинать заниматься и такими специализированными учреждениями — капитально ремонтировать и приводить их в порядок. К сожалению, федеральной программы такой нет, будем искать на это средства в областном бюджете, — заверил губернатор. И напомнил, что посещение учреждений здравоохранения — это системная работа представителей областной исполнительной и законодательной властей.

А она, как показывает практика, с одной стороны, держит руководство больниц и поликлиник в своеобразном тонусе, а с другой — позволяет врачам напрямую обратиться с жалобами и предложениями к главе региона.

Владимир МАЛЫГИН (фото)