Четверг, 18 июля 2024

Молчание козлят

В ожидании идеального соседа подъезд использует технику невербального общения. Рассуждает Мария КЛАПАТНЮК, обозреватель газеты «Новгородские ведомости».

Сегодня утром лифт в нашем подъезде снова сломался. Три безуспешных тычка в заветную кнопку, в ответ — гробовая тишина в лифтовой шахте и осознание случившегося.  Пешком с восьмого этажа — не так уж плохо при условии, что кто-нибудь позвонит в диспетчерскую службу и к моему возвращению с работы лифт снова будет в строю. А пока по ступенькам вниз под бодрую музыку в наушниках. На седьмом этаже — хилые цветочки, на шестом в мусоропроводе застрял объемистый пакет мусора. Пятый без каких-либо отступов от стандарта. Территория с четвертого по первый этажи безнадёжно прокурена. Кое-где стоят аккуратненькие пепельницы, в иных местах сигареты тушат прямо о розовые стены подъезда. На первом у мусоропровода стоит хорошенькая молодая девушка в майке, шортах и белом пуховике. Докуривает, зябко ёжась от сквозняка: «Здрасьте!».

На свежем уличном воздухе надоедливая мысль кристаллизуется в конкретную схему: кто-то должен привести наш подъезд в порядок. Этот кто-то должен быть большим, сильным, умным и справедливым, он должен обладать массой свободного времени, терпением и даром убеждения. Где же ты, мифический идеальный сосед?

К слову, за три года существования нашего нового дома ни одного идеального или хотя бы похожего на него соседа в подъезде так и не появилось. Симпатичные — были, разговорчивые — тоже,  надоедливые — да, идеальных — нет как нет. Что там идеальных — дайте нам хотя бы ответственных!

А на практике оно как получается? Только живя через стенку с бабушкой-активисткой, внимательно провожающей тебя от порога недоверчивым взглядом, мечтаешь: вот бы полный дом молодёжи. На деле — просто беда. Объявлений о том, что мусорить нехорошо, нет. Как нет и ухоженных, откормленных котиков, аккуратненьких занавесочек на окнах и остального уюта.

Впрочем, лично я, оправдываясь модной нынче толерантностью, готова терпеть многое:  громкую музыку — без проблем, соседей — радушных хозяев, ежевечерне собирающих большие компании друзей, и их частые размолвки — тоже,  неаккуратное пользование собственной стиральной машиной и как следствие влажные разводы на моём потолке — с большим трудом, задымлённый табаком подъезд — вот уж вряд ли.

Ворошить всеобщее равнодушие и нежелание что-то менять приходится, как водится, с себя. И кто же тому виной, что сказать ласковое «ай-яй-яй!» той самой курящей девушке в пуховичке мне не хватает решительности. Остаётся действовать иначе: в поздний ночной час, когда большинство соседей уже спит, между этажами нашего подъезда появляются объявления о штрафных санкциях и возможных последствиях.

Кстати, о них. Близкий знакомый не стал ограничиваться объявлениями, а, в очередной раз увидев курильщика на лестничной клетке, набрал номер полиции, чтобы узнать, как именно действовать в непростой ситуации. Действовать, оказалось, нужно поэтапно и, в общем-то, без надежды на конечный результат. Для начала найти собственного участкового, обговорив с ним детали, написать заявление на обидчика-курильщика, привлечь к действу нескольких соседей-свидетелей и только после этого обращаться к стражам порядка.

Нужно ли говорить, что привлекаться к «подозрительным», да к тому же активным, действиям пассивные, привыкшие ко всему соседи не хотят ни в коем случае. Хватит и того, что регулярно жалуются на аромат на общедомовых собраниях и жалобно просят что-то изменить. Видать, тоже ждут идеального соседа.

Не новая истина, но закрывать глаза действительно куда удобнее. Тем более что есть на что. Соседи, не имеющие машины, без удовольствия, но всё же закрывают глаза на автомобилиста, разместившего авто прямо перед окном на когда-то зелёном газоне. Могут, конечно, и окурок из форточки бросить, но вот подойти и сделать замечание — вряд ли.

Могут пнуть собачонку, не дотерпевшую до улицы и сделавшую свои дела в подъезде, но вряд ли пойдут на контакт с хозяином животного. Могут, в конце концов, испортить коврик у квартиры вместо того, чтобы сказать, что соседский детский велосипед занимает много места на лестничной клетке.

В общем, много чего могут сделать жильцы в ожидании идеального соседа. Только поговорить друг с другом пока не получается.