Четверг, 18 июля 2024

От незалежной до радянськой

Никита Хрущёв выступает с трибуны Народного собрания Западной Украины. Октябрь 1939 года

Как Украину собирали в государство цари, националисты и большевики

Сегодня и школьник не из самых, наверное, старших классов знает, что в первооснове означало слово «украина» — окраина. Причем не той части России, где сегодня располагается номинально братская республика, а в гораздо более широком применении.

Например, «в I Псковской летописи под 1271 годом говорится о сёлах псковской «украины». В русско-литовских договорах XV века упоминаются «вкраинъные места», «Украiные места», «Вкраиныи места», под которыми понимаются Смоленск, Любутск, Мценск. В договоре двух рязанских князей 1496 года названы «наши сёла в Мордве на Цне и на Украине». В отношении московско-крымской границы с конца XV столетия также говорилось: «Украина», «Наши украины», «наши украинные места», отмечает в небольшой, но очень содержательной статье «От Рязани и Москвы до Закарпатья» (журнал «Родина», № 1-2011) московский историк Федор Гайда. В той же публикации он уточняет, что «оукраинами» («украинами», «украйнами») с XII по XVII века именовали различные пограничные земли Руси».

От окраины до Украины
Впервые термин «Оукраина/Украина» увидел свет в сообщении под 1187 годом в Ипатьевской летописи. Там говорится о смерти переяславского князя Владимира Глебовича, внука Юрия Долгорукого (того еще украинца). Владимир получил смертельную рану в битве с войском хана Кончака и преставился в месяца апреля первый день… И плакались по нём все переяславцы… и о нем же Оукраина много постонала.

Хочу заметить, что из двух дошедших до нас списков Ипатьевской летописи старейший датируется 1420 годом. Так что говорить о появлении термина «Украина» уже в XII веке можно весьма условно.

Но, понятно, москалю Гайде — какая вера? Давайте-ка лучше заглянем в академическую «Энциклопедию украиноведения» (Мюнхен — Нью-Йорк, 1949, т. 1) под редакцией Владимира Кубийовича. Это известный историк и политолог, профессор Украинского вольного университета (Мюнхен), ярый националист, инициатор формирования дивизии СС «Галичина». В общем:

Породила ляха жаба,

Москаля — кобила,

Украинця молодого —

Мама чорнобрива.

Такого не заподозришь в неверности українськай ідее.

Стало быть, читаем (орфография оригинала): «Основными названиями украинской территории и украинского народа были названия Русь и Украина. Название Русь была сначала привязана к земле и племени полян вокруг Киева в отличие от других земель и племен, но с распространением Киевского государства распространилась и на всю украинскую территорию, даже почти на всю Восточную Европу и прикрепилась прежде всего к украинской территории и украинскому народу; в частности на некоторых крайних западных украинских территориях она до последних времен хранилась в первоначальном значении Русь = Украина, русин = украинец.

Название Русь в определении Украины употребляется не только в литовско-русских летописях XIV–XVI вв., но и в казацкие времена, когда название Украина уже широко применял Б. Хмельницкий, желая освободить весь «русский народ по Вислу», в Договоре гетмана Выговского 1658 г. Украина названа «Великим Княжеством Русским». В инструкции гетмана П. Дорошенко (1670) упоминается тоже «русский православный украинский народ».

На мой взгляд, довольно путаное объяснение, когда появилось (точно – позже, чем в Ипатьевской летописи) название «Украина» и к какой территории применялось. А в том, что касается Хмельницкого, так и вовсе неправда.

В период подготовки Переяславского договора Богдан именовался исключительно «гетманом Войска Запорожского». Это была автономия, установленная Зборовским договором 1649 года в пределах Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств и подчинявшаяся Речи Посполитой. Другое название Войска Запорожского — Гетманщина.

В подданство российское царь Алексей Михайлович принял его не с Украиною, а «со всею Малороссиею». В прошениях же гетмана к царю слово «украинский» применяется только в значении «окраинный». Подтверждение тому можно легко найти в изданной в Киеве (1994) монографии Александра Ригельмана (1720–1789) «Летописное сказание про Малую Россию и ее народ и казаков вообще, отколь и из какого народа оные происхождение своё имеют…» (1785). Откройте главу 20, и всё увидите.

Дьявол в деталях
Это, разумеется, детали. Но дьявол и кроется, как известно, в деталях. А они жестко указывают на то, что до 1917 года Украины как административно-территориальной единицы в Российской империи не было. Так обозначали территорию с приблизительными границами. Как, скажем, Сибирь, Кубань, Урал и т.д.

Правда, если верить упомянутому выше Федору Гайде, «в Московском государстве существовала Украйна в узком смысле слова — окская. В российском законодательстве XVII века неоднократно приводится список городов такой Украйны: Тула, Кашира, Крапивна, Алексин, Серпухов, Таруса, Одоев». До чего же ехидны бывают москальские ученые! И ведь отлично знает Федор Александрович, что «в российском законодательстве XVII столетия фигурируют термины «Украйна Малороссийская», «Украйна, которая зовется Малою Россией»; правобережье Днепра именовалось «Польской Украйной».

Причем здесь Тула с Каширой? Да при том, что «Украйна» — это всё равно не губерния и не уезд, тем более не страна. К тому же документы в те века писали человеческим языком. Вспомним Петра I «Указ о достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем»: «В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов. А сведения в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна. Яства потребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствий танцам не принять. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат: буде откажут — пить сидя».

Территория Украина… Да, так и было. А как республика (правда, автономная) Украина явилась миру 26 июня 1917 года, когда лидер киевских социал-демократов Владимир Винниченко добился, чтобы Александр Керенский признал созданную его партией Центральную раду официальным органом власти украинской автономии. Керенский пошел навстречу.

Но дни его как политика были уже сочтены. 7 ноября к власти пришли большевики. И в тот же (!) день автономия провозгласила себя Украинской народной республикой: это рада стремительно издала универсал (декрет), подтвердив, что не отделяется от России, и определив свои границы. Захотелось хлопот на здоровую голову!

УНР, КНР и прочие
Не в силах остановиться УНР готова была стать государством о «восьми с половиной» губерниях: Киевской, Волынской, Подольской, Херсонской, Черниговской, Полтавской, Харьковской, Екатеринославской (сейчас — Днепропетровская обл.) и Таврической (но без Крыма!).

Почему Украина отказалась от столь лакомого куска, как Крым? Там вовсю хозяйничали татары, создавая Крымскую Народную Республику. 25 марта 1917 года на Всекрымском мусульманском съезде ими был сформирован временный Крымско-мусульманский исполнительный комитет (Мусисполком). Татары, составлявшие примерно 40% населения полуострова, фактически взяли власть в свои руки. 13 октября Мусисполком объявил, что все вопросы по управлению Крымом будет решать Курултай крымско-татарского народа (своего рода парламент).

26-го Курултай официально провозгласил Крым республикой.

Однако недолго музыка играла и тем и другим. 24 января 1918 года татары попытались захватить Севастополь и были разгромлены. Председателя правительства Крыма Челеби-Джихана арестовали и расстреляли 23 февраля, а КНР (чисто совпадение аббревиатур!) прекратила существование.

Что касается УНР, то 24 декабря 1917 года Харьков рвет с Киевом, провозглашая свою… УНР, лояльную большевикам (сперва ее назвали Республика Харьковской губернии). Главой республики, в которую вошли декларативно (то есть на словах) Харьковская и Екатеринославская губернии, часть Одесской, город Николаев и Донбасс, становится Артем (Федор Сергеев). Две Украины начинают воевать. В результате войны обе УНР фактически исчезли с административной карты России.

Правда, до того (8 февраля 1918 года) большевики заняли Киев. Однако немцы вскоре выбили их оттуда, посадив на правление в УНР-1 гетмана Скоропадского. Потом Скоропадского сменил Петлюра, но его УНР уже включала в себя только Житомир и Винницу. Львов, Тернополь и Станислав (Ивано-Франковск) объединились в Западноукраинскую народную республику. А большевистская УНР-2 преобразовалась в Донецко-Криворожскую советскую республику. Государства появлялись и исчезали, не успевая хоть чем-то о себе заявить, кроме провозглашения независимости...

Кстати, Симон Петлюра при всей одиозности этой фигуры, на деле постоянно конфликтовал с «самостийниками», будучи сторонником украинской автономии. В Киеве его вообще считали русофилом и даже… большевистским шпионом. Итог: в 1926 году в Париже его, как советского агента, застрелил Самуил Шварцбурд, бывший младший командир в дивизии Котовского, разочаровавшийся в большевиках и бежавший во Францию. Самое интересное, что суд оправдал Самуила.

Интегралы Донцова
Короче говоря, большевики к 1920 году заняли-таки всю территорию первозданной УНР. Но проиграв польскую кампанию, отдали Варшаве Восточную Галицию, Волынь и Подолье — исконно польские земли, некоторое время находившиеся под властью Австро-Венгрии, но никогда — в России. Если, конечно, не вспоминать времена князя киевского Святослава, который сильно мечтал перенести столицу из Киева на Дунай. Но это ж было в Х веке…

А в веке ХХ, к 29 декабря 1922 года была наспех сколочена Украинська Радянська Социалистычна Республика, которая послушно подписала договор о вступлении в СССР. Вместе с РСФСР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР. Символично, что главой правительства УССР был в это время болгарин Христиан Раковский (Станчев).

Столицей Украины был назначен Харьков, как столица Украинской Народной Республики Советов (последнее слово в название большевики добавили, чтоб избежать путаницы с первой УНР). В статусе главного города Харьков находился до 1934 года.

Но не это главное. Как пишет специалист по Украине, директор исследовательской комиссии при Конгрессе США Джеймс Э. Мейс, «большевистское моделирование украинской государственности можно сформулировать коротко, ленинскими словами: «Не может быть и речи...» и сталинскими: «Прекратите играть в республику!». На этом основывалась вся политика большевиков по отношению к Украине» (Ukrainian Statehood: Ideas, Concepts, and Models, 1900–1990. Переведена и издана в сборнике «Украинская государственность в ХХ веке», 1996).

За выдающиеся заслуги перед Украиной 26 сентября 2005 года президент Ющенко наградил Мейса орденом Ярослава Мудрого 2 степени (посмертно, янки скончался в 2004-м). Это высшая государственная награда на Украине.

Но дело не в ордене, а в историке, который далее так разоблачает козни, в частности, Сталина: «Была провозглашена политика украинизации. Это был большой шаг за пределы формального равенства русского и украинского языков и проведения взамен этого активной политики содействия развитию украинской культуры, украинизации партии и аппарата и дерусификации обрусевших украинцев... Политика украинизации привела к двум, совершенно непредусмотренным последствиям. Она быстро дошла до пункта, когда национальный вопрос начал стимулировать политику самодеятельности Украины как государства». Вот уж умри, Джеймс, а лучше не напишешь!

Одним из важнейших следствий «насильственной украинизации» стало присоединение к УССР в 1939 году (после подписания пакта Молотова — Риббентропа) Восточной Галиции (Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская области), Западной Волыни (Волынская область) и Подолья (Хмельницкая область).

Якобы насаждаемая большевиками идеология украинизации в действительности после нелепых соединений территорий различных по вере, культуре, языку народностей породила теорию интегрального национализма («Настоящий националист ставит свою страну превыше всего»), автором которой был Димитр Донцов, учитель Бандеры, Коновальца и Шуховича. Почему Западная Украина и не стала, да и вряд ли станет когда-нибудь для остальной Украины «своей»!

Судите сами, Галиция и Львов были в составе Польши с 1349-го по 1772 годы, в Австро-Венгрии — с 1772-го по 1914-й, в России — с 1914-го по 1919-й, в Польше — с 1919-го по 1939 годы. А потом — война! По переписи 1931 года, во Львове проживали 7,8% украинцев, но — 63,5% поляков; 24,1% евреев… Эти люди мешали новой Украине. Советская Украина не нужна была им.

В 1943 году интеграл Донцова — Бандеры был исчислен. Речь — о Волынской резне, когда бандеровцы напали одновременно на 150 польских населенных пунктов. По официальной статистике, 36,7 тыс. поляков (поименно установлено) были убиты. От 13 до 23 тыс. пропали без вести. В ходе операции потери Бандеры, против которого действовали солдаты Армии Крайовой и советские партизаны составили до 3 000 человек.

*   *   *

Ничто не появляется из пустоты, ничто не исчезает без следа…

Фото из архива «НВ»