Четверг, 18 июля 2024

Я свободен, словно птица в небесах

Технологии дистанционного обучения сулят студентам удобный график и высокую личную ответственность

Времена, когда в Интернет студент убегал, чтобы отвлечься от учёбы, канули в Лету. Сегодня продвинутые профессора сами гонят своих подопечных из университетских аудиторий в Сеть — получать высшее образование дистанционно.

В чём изюминка обучения на расстоянии и почему пустые аудитории университета не страшны преподавателям, рассказывает Николай КУРМЫШЕВ, проректор по информатизации НовГУ имени Ярослава Мудрого.

— Николай Васильевич, о перспективах дистанционного обучения в сфере высшего образования сегодня говорится очень много. Что уже есть у НовГУ?

— Главное, что у нас есть, — это передовые технологии, успешный опыт и четкое понимание того, что дистанционное обучение становится все более востребованным. У него большое будущее, поскольку такая форма повышает доступность образования практически без снижения качества.

— Вот-вот... Вопрос качества — это как раз первое, о чём хочется спросить. Неужели оно действительно не страдает?

— Да, современный уровень развития технологий позволяет нам общаться, иметь доступ к любым информационным ресурсам, управлять оборудованием виртуально через Интернет, то есть мы можем читать и смотреть лекции, выполнять лабораторные работы, сдавать экзамены, говорить с преподавателем, находясь дома или на работе. Например, уже сейчас для работы с большим адронным коллайдером учёным не обязательно ехать в Швейцарию. Вместе с тем мы реалисты и понимаем, что традиционные формы обучения еще долгое время будут успешно применяться, но постепенно они перейдут в нишу элитного классического образования, которое будет все более дорогим и эксклюзивным. Хорошее образование — это вообще дорого. Несомненный плюс дистанционного обучения — возможность снизить стоимость обучения.

— И всё же, что конкретно сделано в НовГУ для введения дистанционного обучения?

— У нас с 2007 года развернута современная технологическая платформа мирового уровня Moodle, на базе которой созданы и уже реально используются в учебном процессе более сотни курсов дистанционного обучения по самым разным направлениям подготовки: экономика, IT, медицина, экология и многое другое. Не скажу, что эти курсы полностью заменяют традиционные формы получения знаний, и тем не менее дело движется в сторону увеличения их роли в процессе подготовки студентов. Главное, этого не нужно бояться! При подготовке тех же медиков очень большой объём «энциклопедических» знаний может быть получен дистанционно с помощью электронных обучающих программ.

— Насколько активно сотрудники университета включаются в работу по созданию авторских курсов?

«Настоящим студентам нужны знания, а не диплом. Хотя даже если студент учится исключительно ради диплома, в его голове всё равно что-то полезное, да остаётся»

— Если лет семь назад их были единицы (первопроходцы, которым было скорее интересно попробовать что-то новенькое), то сейчас это сотни преподавателей, прошедших специальную подготовку и успешно использующих свои дистанционные курсы в процессах высшего и дополнительного образования. Я уверен, им это доставляет профессиональное удовлетворение и сокращает затраты личного времени на рутинные операции. Не скрою — это сложно и требует значительных дополнительных усилий, но лишь на первом этапе освоения, создания, внедрения. Не все, кто включилсяв этот процесс,  дошли до победного, но тем не менее сейчас мы имеем значительный кадровый потенциал для решения еще более масштабных задач.

— Не так давно в НовГУ прошел ученый совет, на котором принято решение о начале массового внедрения технологий дистанционного обучения. Что это значит?

— Это значит, что уже со следующего учебного года нашим студентам будет доступно изучение многих учебных дисциплин, в первую очередь базовых, в дистанционной форме, то есть они самостоятельно смогут выбирать между традиционной и дистанционной формами обучения. Сейчас наша оперативная цель — создать электронные образовательные ресурсы для базовых учебных модулей: информатика, математика, физика, история, экология и так далее. Уже к лету планируется создать и начать тестирование двенадцати базовых курсов, которые составляют основу любого направления высшего образования. В новом учебном году наши преподаватели и студенты смогут ими пользоваться.

— То есть в начале сентября преподаватель скажет своим студентам, что посещение лекций теперь необязательно?

— Я как преподаватель вижу это не настолько прямолинейно. К примеру, я на установочной лекции расскажу студентам о своем курсе, возможных способах его изучения, доступных образовательных ресурсах, требованиях и формах контроля знаний. И каждый студент решит сам, как ему удобнее будет освоить учебный материал — дистанционно или посещать аудиторные занятия, которые я все равно проводить буду, но, надеюсь, с меньшим количеством студентов и объединяя их из разных групп в одну. Мои контакты со студентами дистанционной формы обучения перейдут больше в виртуальную среду, ибо многие процессы будут автоматизированы и потребуют меньшего времени. Не исключён и смешанный вариант. На мой взгляд, при этом у студента будет больше возможностей организовать личное время.

— Не испугают ли столь кардинальные перемены студентов и преподавателей?

Использовать Сеть можно по-разному, а вот игнорировать её вовсе — невозможно— Мы не доводим каждую форму до абсолюта. Я уже говорил, что всегда рядом с дистанционным обучением останется и традиционная очная форма, хотя бы потому, что это основа дистанционных курсов. Мы лишь даём право выбора, для того чтобы сделать наше обучение более доступным и удобным для студентов с удаленных территорий, людей с ограниченными возможностями. Но также отмечаем, что этой формой обучения смогут пользоваться и обычные студенты-очники. Тем более что многие из них начинают работать на старших курсах и нередко просто физически не могут посещать лекции в утреннее время.

— Не представляю, какую силу воли нужно иметь студенту, чтобы изучать предмет в свободное время, самостоятельно и без снижения качества знаний.

— Мы исходим из того, что настоящим студентам нужны знания, а не диплом. Хотя я допускаю, даже если студент учится исключительно ради диплома, в его голове всё равно что-то полезное, да остаётся. Но речь о другом. Наша технологическая платформа для дистанционного обучения позволяет отслеживать активность студентов. Преподаватель может увидеть, сколько времени студент затратил на изучение темы, выполнял ли практическое задание, тестирования. В конце концов мы всё равно встретимся на экзамене.

— По вашим прогнозам много студентов выберет дистанционное обучение?

— Не хочу называть конкретные предметы, но мне кажется, что по многим базовым дисциплинам — большинство! И тот факт, что у кого-то из преподавателей студенты преимущественно выбрали дистанционное обучение, вовсе не значит, что преподаватель плох или скучен! Наоборот! Если он смог так организовать свой предмет, что студенты выбрали дистанционную форму и при этом ему не приходится постоянно висеть в Интернете или на телефоне, консультируя учеников, значит, преподаватель действительно мудр и талантлив. Он высвободил собственное время, создал удобный график для работы студентов, обеспечил эффективную передачу и контроль знаний. Звучит глобально, но это реальность! Если бы это было нереально, то не развивалось бы так активно, как развивается сейчас во всём мире в ведущих университетах. И самое приятное, что наш университет успешно следует этому общемировому тренду развития образования.

Фото с сайта blog.hootsuite.com