Четверг, 18 июля 2024

Прыжок Райкина

Вчера, 24 марта, побывала в драмтеатре на моноспектакле Константина Райкина «Самое любимое» и теперь знаю, что по-настоящему бодрит тело и дух и окрыляет.

Сцена, микрофон и Райкин. Всё! Он начал быстро, нахрапом, словно прыгнув на нас, зрителей. Не здороваясь, не кланяясь, а скок - и он уже ведет тебя за собой. Делал с нами, что хотел. То шутил, заставляя смеяться до слез, - кстати, отпустил шуточку и про театр драмы - его архитектурное исполнение, - то - во время чтения стихов - становился серьезен, и зал переживал вместе с ним. И так - весь спектакль. Я сидела в десятом ряду, а ощущение было: как будто нас разделяет максимум полметра.

Энергично, не давая перевести дух ни себе, ни зрителям, он начал говорить о своем детстве. Как не хотел становиться актером, как шесть лет занимался легкой атлетикой (вот откуда научился так прыгать), как понял, что не станет самым-самым (а для него либо так, либо никак), и ушел из спорта, словно наказав его таким образом. Как затем увлекался биологией, занимался в детском кружке в зоопарке, готовился поступать в Ленинградский институт на биологический факультет, был почти готов стать ученым, но… Между делом решил попробовать поступить в Щукинское театральное училище. Когда родители были на очередных гастролях, 16-летний Костя поехал в Москву, и при зверском конкурсе - 317 человек на место - с первого тура его перевели сразу на третий.

Стихи Райкин читает гениально - он их играет. Сегодня дома я читаю тех, кого он играл: Самойлов, Мандельштам, Заболоцкий, Рубцов, Пушкин. Читаю вслух - дочке.

P.S.:
В конце моноспектакля зрители аплодировали артисту стоя, Райкин трижды выходил на поклон.