Четверг, 18 июля 2024

Квадратура колеса,

Сергей Скирченко уверен, музей колеса сможет прославить Солецкий район

или Для чего в Дуброве создавать музей

Кто-то ещё очень давно сказал, что долгое путешествие начинается с шага. Музей колеса перед моими глазами начинается с изрядно ободранного, но ещё добротного хомута, бывшей в употреблении самодельной подковы, деревянного блока, поднимавшего лет сто назад баржи и лебёдки в речном порту на Шелони.

Нынешний владелец всего этого деревенского добра — сотрудник Солецкого краеведческого музея Сергей СКИРЧЕНКО. Его проект через какое-то время (назвать точную дату Скирченко не берётся) должен воплотиться в постоялый двор, на котором появятся телега, бричка, колымага, разнообразные деревянные колёса и изделия упряжи. Впрочем, в это чёткое перечисление артефактов корректировку внесёт сама жизнь. Многое будет зависеть от того, как охотно и чем именно будут делиться жители солецких деревень.

Сергей Владимирович ни капли не сомневается: в соответствующем антураже собранные предметы будут интересны туристам. Конечно, специально они сюда не поедут, а вот на пути к Пскову и далее в Европу остановятся, оценят и заплатят небольшую денежку. Экспозиция разместится в доме культуры деревни Дуброво, жизнь в которой сейчас еле теплится. Скирченко говорит, если там не будет объекта, привлекающего внимание, то древний населённый пункт в конце концов рискует исчезнуть с карты.

— Реалии таковы, что в настоящее время финансовую выгоду в районе можно получить только от природы, чистого воздуха и историко-культурного наследия, — увлечённо, с азартом рассказывает Скирченко. — А я тем и занимаюсь, что информацию превращаю в предметы — материализую. И кроме того, порой людям, зажатым в городах, хочется просто присесть на луговине, поваляться на свежескошенной траве.

Кое-какая логика в его рассуждениях, безусловно, присутствует. Более того, на реализацию идеи получен грант в размере 100 тыс. рублей областного конкурса «Новгородика». Только вот в масштабах музея — это слишком скромная сумма. По правилам её можно тратить на приобретение экспонатов, костюмов, а ремонт помещения и благоустройство территории вокруг здания должны лечь на плечи районной администрации. Однако в её скромном бюджете подобные траты не предусмотрены. Между тем и сам Скирченко иллюзий не питает — экспозиция обязана быть рентабельной.

Очарование провинциальности
Начнут с малого — зазывающего баннера на трассе и оборудованной площадки с экспонатами. А там, глядишь, с появлением денег замаячат и более солидные перспективы. Сумел же город Мышкин раскрутиться на Музее мыши — чем хуже Сольцы с колесом? Тем более что в первом случае у краеведов в распоряжении оказалась лишь летописная байка о том, как шуршание «норушки» разбудило спящего на земле князя, и тем самым он избежал укуса ядовитой змеи. Сольчане обладают достоверными сведениями, что в XVI веке Иван Грозный дал указание колёсных дел мастеру Рычкаригину создать на территории нынешних Сольцов колёсную слободу.

На протяжении двухсот лет она снабжала колёсами и лафетами русскую армию. Поэтому макет гладкоствольного артиллерийского орудия середины XVIII века, так называемого единорога, обязательно будет украшать будущую выставку. Изготовить её Сергею Владимировичу обещал местный умелец из Выбитей.

Мой явный скепсис: получится ли с музеем? — Скирченко пытается переубедить доводом, что если ничего не делать, то и изменений не будет, и добавляет: «В реализации проекта нужны энтузиазм, административная воля и психическая энергия. Сверх-энергия, потому что от каждодневных забот никто ведь не освобождал». Сергей Владимирович знает, о чём говорит.

Кстати, глиняные игрушки сделаны из местного сырьяОт бренда к бренду
В прошлом Скирченко — военнослужащий, авиационный техник. Готовил к вылету самолёты солецкого авиаполка. Но в конце 90-х по состоянию здоровья досрочно ушёл на пенсию. И хотя он родом из Вышнего Волочка, решил остаться в городе на Шелони. Профессиональная судьба сделала резкий поворот, в ней главное место было отдано руководству детской студией изобразительного искусства и народного декоративно-прикладного творчества при музее.

Благодаря усердию мастера Сольцы обзавелись новым старым брендом — глиняной игрушкой. В студии во время разговора с Сергеем Владимировичем мой взгляд невольно скользит по расписным экземплярам на стеклянных полках. Не могу удержаться от того, чтобы не расспросить о них подробнее.

— Ветераны, родившиеся до войны, рассказали мне, что на торговой площади в горшечном ряду продавались игрушки: свистульки-петушки, барышни, солдатики. На вопрос, какие они были, отвечали: «Вот такие». И  разводили руки. Разве на таком основании поймёшь, какая была у игрушек особенность? Анализировал стиль сохранившихся в Северо-Западном регионе, а также тех, что были на Украине, например, опошнянскую игрушку. Кстати, мой интерес к ней был неслучаен. На культуру и быт здешних мест сильно повлияло южное направление. Это можно увидеть в вышивке. До сих пор в нашем районе сохранились деревянные избы, обмазанные глиной и выбеленные штукатуркой, — пояснил Сергей Скирченко.

Методом проб и ошибок, через многочисленные рецензии экспертов художник всё-таки пришёл к форме традиционной солецкой игрушки. Для этого потребовалось больше пяти лет. Но теперь если делегация района отправляется на различные инвестиционные площадки, то обязательно берёт и глиняные образцы — своеобразные визитные карточки солецкой земли.

Дедовский способ
Задумывая музей колеса, Скирченко понимал, что без привлечения мастеров, владеющих ремеслом изготовления деревянных колёс, ему не обойтись. А много ли таковых сегодня осталось в жизни и здравии? На удачу краеведа такой нашёлся — дед Миша, проживающий в собственном доме на окраине Сольцов. Он-то первым и пожертвовал музею свои вещи.

Михаил Михайлович ЛАШКОВ — дедушка колоритный. Восемьдесят восемь лет, а держит корову, бычка, свинью, лошадь. Когда потеплеет, будет ещё и с огородом управляться. Во время Великой Отечественной войны помогал партизанам, попал в плен к фашистам, сумел бежать. После освобождения территории советскими войсками присоединился к армии и в пехоте дошёл до Кёнигсберга.

В разговоре со мной вспоминая немцев да и своих командиров, которые не жалея бойцов, поднимали их в смертельные атаки, без сурового русского слова обойтись никак не мог. Но вот, когда речь зашла о колёсах, брань оставил: «Бабино, ступицы делали, потом спицы забивали… Не просверливали, а прожигали… Затем долотом кругом отбивали. А деревянные оси мазали коровьим помётом, чтобы они сгибались. За день колесо можно сделать. Двадцать лет оно прослужит», — объяснял мне дед Миша премудрости. И для наглядности на обеденном столе, покрытом клеенкой, из подручных предметов — залежавшейся газеты и вилки — демонстрировал, как должно это происходить в реальности.

— Я самоучка. Мальчишкой подглядывал за теми, кто как делал. Я и кузнецом, и плотником, и печником работал, — сообщил он.

— А музей будет интересен? — спрашиваю.

— А как же! Люди узнают, как было раньше. Сейчас даже печку русскую не каждый сложит, — без сомнений ответил дед.

*   *   *

Расставаться с Сергеем Скирченко мне было немного грустно. В уныние вгоняет разрушающийся фасад здания краеведческого музея, бывший дом купца Красикова и законсервированный напротив него почти готовый корпус, куда должен был ещё несколько лет назад переселиться музей. Из-за спора между субподрядчиком и министерством регионального развития стройку прекратили четыре года назад. И похоже, реанимировать её не собираются.

Но надо двигаться вперед. Через пару дней Скирченко будет колесить в поисках новых экспонатов для музея. На примете есть около двух десятков адресов, где могут поделиться любопытными экспонатами.

Солецкий район

Владимир МАЛЫГИН (фото)