Четверг, 18 июля 2024

Молчи! Ничего не говори!

На вчерашнем заседании Думы Великого Новгорода глава городской администрации Юрий Бобрышев явно не справился с нервами. В последние недели руководство областного центра активно критикуется, а ведь известно, что критикуемый чиновник чаще всего ищет, не почему ему предъявляют претензии, но - зачем? Такая реакция укладывается в конспирологическую «теорию заговора». И человек, поверивший в заговор, озабочен не устранением недостатков, а отражением нападок.

Давайте вспомним, о каких важных упущениях в работе властей Великого Новгорода публично говорили в последние месяцы. О проблемах с автобусным и троллейбусным транспортом, о финансовых трудностях водоканала, об упущениях в строительстве ТКЦ «Мармелад», дороги по улице Космонавтов, жилья для переселенцев из аварийных домов; о неуправляемости городского ЖКХ (в том числе - о развале системы отделов-центров по работе с населением), об отставании в развитии сети МФЦ и т.д. Причем, вопросы поднимало не только областное руководство, но и рядовые горожане, и - что очень симптоматично - городские власти.

Увы, последнее на поверку оказывалось, как правило, только видимостью готовности взяться за решение проблем. Что ни возьми из перечисленного, всё остается практически без движения. Разговоры создают иллюзию дела. Но дела как такового нет.

В конце концов спикер Думы Великого Новгорода Владимир Тимофеев 18 марта публично обвинил мэрию в саботаже (из-за несогласования списка дорог, которые будут ремонтироваться в 14-м году) и сообщил, что «подготовлен проект решения о внесении изменений в Устав Великого Новгорода, согласно которому городская Дума расширит свои полномочия и будет контролировать назначение заместителей мэра».

Это заявление имело эффект разорвавшейся бомбы. Но не потому, что было чрезмерно дерзким. Просто мэра давно уже принято не критиковать принародно. 27 марта на заседании городской Думы Юрий Бобрышев приоткрыл карты, заявив, во-первых, что «любой вопрос, который выносится, должен сперва обсуждаться хотя бы на Совете Думы». Во-вторых, что ему «всё равно, как будут заместителей назначать». В-третьих, что нужно «вырабатывать общее мнение и решение принимать не по указке губернатора, а самим». В-четвертых, что «готовится муниципальная реформа, которая будет осуществлена в этом году».

По большому счету, эти доводы ничего не значат каждый в отдельности. Да и вместе могут сработать только как отвлекающие от разговора и решения по существу.

Что касается Совета Думы. Поскольку мэр в совет не входит, для него не может иметь какое-либо значение, обсуждал совет тот или иной вопрос или нет. А согласно статьи 12 «Права и обязанности депутата» Регламента Думы Великого Новгорода депутат и вовсе имеет право «предлагать вопросы для рассмотрения на заседании Думы… вносить свои предложения для постановки на голосование». Иными словами, никакой надобности обсуждать вопрос о структуре администрации города (статья 6 устава города: «Структура Администрации Великого Новгорода утверждается Думой Великого Новгорода по представлению Мэра Великого Новгорода») и порядке назначения вице-мэров на Совете Думы нет.

Тем более непонятна горячность Юрия Ивановича, если ему «всё равно, как будут назначать заместителей». Никто не говорит о том, что заместителей мэру будут назначать явочным порядком. В соответствие со статьей 28 Устава Великого Новгорода мэр назначает себе заместителей. Дума намерена участвовать в обсуждении кандидатур. И это логично, ибо согласно уставной статье 21 «мэр Великого Новгорода подконтролен и подотчетен населению и Думе Великого Новгорода». Так что в намерениях Думы реформировать администрацию нет никакого противоречия уставу.

Думцы хотят это сделать по «указке губернатора»? Смысл понятен, форма мэрская. Сергей Митин уже не один раз высказывался, что не хочет и не должен принимать на себя функции градоначальника. Ко всему: в мэрии из пяти работников — два руководителя и три специалиста (как в армии Сан-Марино, где, к слову, и военнослужащих меньше, чем в администрации Новгорода: 51 солдат и 34 офицера).

Но если глава региона переходит на ручное управление, это вынужденное вмешательство. Как с тем же списком подлежащих ремонту дорог. Все муниципалитеты сдали списки, Новгород — нет. При том, что наличие списка гарантирует городу дополнительные 100 млн. рублей.

Тут любой занервничает. Дума собирается 27 марта, а в начале недели списка еще нет. Деньги дать под честное слово нельзя, только — под программу. Перенести решение на месяц нельзя: сдвинутся сроки начала работ. Юрий Иванович идет в телевизор и «успокаивает» всех: «Список у меня в голове, могу перечислить все улицы и дороги». Ну, это же «Уральские пельмени», ребята!

И наконец, о муниципальной реформе. Пусть она заработает до конца года (Юрий Бобрышев в комиссии по подготовке — ему лучше знать). Но разве это означает, что с печи до той поры можно не слезать?