Четверг, 18 июля 2024

Программный сбой

Вопросом подбора учебного курса для будущего первоклассника лучше озаботиться заранее

Говорят, что мамы и папы должны не школу выбирать для учащегося начального звена, а педагога, который подберет ключик к ребенку и на протяжении четырех лет будет добрым и мудрым наставником.

И многие родители действительно ищут отвечающего их требованиям учителя.

Но, как говорят специалисты,  в поисках той самой первой учительницы, что поможет, объяснит, приободрит и развеселит, не стоит забывать и о другой, не менее важной составляющей успешного образования — учебной программе начальной школы. Ведь если первоклашка не потянет учебу по причине несформированности тех или иных навыков, необходимых при освоении данного курса, то ему не сможет помочь даже самый лучший педагог.

В настоящее время существует несколько учебно-методических комплексов (УМК): «Школа России», «Перспектива», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Ритм», «Начальная инновационная школа», система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, «Школа 2000».

И нередко бывает так, что в одной школе набирают первые классы по разным программам. Как не ошибиться с выбором? Как понять, какой курс поможет ребенку раскрыться, вызовет интерес к познаниям?

По словам руководителя отдела областного центра психолого-медико-социального сопровождения Ольги СУСЛОВОЙ, сейчас все те УМК и учебники по ним, что предлагаются школами, соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Все они развивают творческие способности, умение мыслить, обобщать, образно воспринимать окружающий мир, применять полученные знания на практике:

— Но составлены программы по-разному, с заданиями различной сложности и структуры. Поэтому советуем родителям заранее выяснить в будущей школе названия УМК, чтобы сравнить их и, главное, оценить  готовность своего ребенка учиться по этим циклам. Как это сделать? Во многих детских садах есть психологи, которые по просьбе родителей должны провести диагностику готовности дошкольника к учебе в первом классе. Можно привести свое чадо и к нам в центр на тестирование. Проводится оно бесплатно.

В ходе работы с будущим школьником психологи в игровой форме выясняют, насколько хорошо развита визуальная память, как ребенок на слух воспринимает информацию, может ли восстановить предложение, если в нем слова пропустить, выделяет ли главную мысль из рассказа. Проверяют специалисты и мотивацию к обучению в школе, физиологическую готовность в течение длительного времени внимательно слушать, концентрировать внимание. 

— В последние годы, к сожалению, стало больше ребятишек со слабым вниманием, они не могут 40 минут урока слушать учителя, — продолжает Суслова. — И, конечно, мы не рекомендуем таких детей отдавать в классы, которые идут по сложным программам, например, таким, как «Школа 2100». После диагностики мы даем рекомендации мамам и по конкретным УМК, и в целом по тому, на что нужно сделать упор взрослым при занятиях с детьми, чтобы развить те или иные навыки.

Ольга Суслова убеждена, что в школу не нужно отдавать шестилеток — они не готовы к учебе. Советует семьям не форсировать события и лучше ближе к восьми годам определить ребенка в первый класс.

Эксперты областного центра психолого-медико-социального  сопровождения говорят, что в последние годы все больше родителей обращаются за помощью в выборе учебной программы начальной школы. Чаще других возникают вопросы по поводу УМК: «Школа России», «Школа 2100», «Перспективная начальная школа».

Фото Владимира МАЛЫГИНА