Четверг, 18 июля 2024

Ныне, и присно, и во веки веков

Собор Рождества Богородицы — древнейший и главный храм монастыря

Там, где вечность разговаривает с будущим, стоит новгородский Антониев монастырь

Антоново в путеводителях традиционно называют одним из самых живописных уголков города. И спорить не хочется…

Белокаменные стены древнего монастыря и классические — университета, зелёные аллеи и Волхов, отражающий небо. Живописно. Вроде бы всё это и есть за штампованной строкой, а сердцу чего-то не хватает. Я, возможно, сужу предвзято. Пять лет учёбы и жизни в Антонове не дают смотреть на это место холодно и спокойно. Но, думаю, и для других горожан, получивших образование в Антонове, название это — не пустой звук.

Так и хочется ввернуть модную фразочку, что имя нам — легион. А легиона хватит ли? Слишком давно переплелась здесь монастырская история с историей древнерусского образования. Да так тесно, что не сразу и отделишь одну от другой.

Свет уединённый
В мартовский день, после нежданной и злой метели, территория у Гуманитарного института огорожена красными ленточками. Объявление традиционно предупреждает: опасно, возможен сход снега с крыши. Но с крыш университетской и бывших монастырских пока сходит только вода. Звенит, радуя, солнечный день. Студенты, игнорируя снежное месиво под ногами, спешат на лекции. На дворе — Великий пост и свет голубой, сверкающий, как на картинах Грабаря.

В Антоново, где любовь к книжности и знаниям выросла из монастырской традиции, активная православная жизнь вернулась совсем недавно, чуть более года назад, когда церковь Сретения в Антониевом монастыре стала действующим университетским храмом. На встречу со священником храма, отцом Евгением ЗАЙЦЕВЫМ, я и спешу.

Но в 11 утра ещё не окончена литургия. В будний день прихожан здесь немного: несколько немолодых женщин и ни одного студента. Последнее, впрочем, не удивительно: время-то лекционное.

Храм Сретения всё ещё хранит на себе отпечаток незавидного прошлого: всего несколько лет назад здесь был университетский спортзал, от стен, на которых сейчас висят иконы, отскакивали футбольные и баскетбольные мячи. Этого не почувствуешь, оглянувшись вокруг себя, а только посмотрев вверх, когда взгляд упрётся в непривычный для храма, плоский потолок. Сегодня действующей является только часть храма — придел святого Тихона Задонского, тоже, к слову, выпускника Новгородской духовной семинарии. А основная часть к богослужениям ещё не готова.

В планах у священнослужителей — воссоздать здание полностью в том виде, в каком оно было в начале ХХ века. Все необходимые сведения уже собраны, осталось только начать реконструкцию. И пусть дело это не быстрое, но восстановленным храмовым помещениям уже начали жертвовать иконы.

Храм Сретения в Антонове уже обрёл своих прихожанПутешествие на камне
Века, прошумевшие над главами церквей Антониева монастыря, щедро одарили эту землю и блеском величия, и суровыми невзгодами. История монастыря насчитывает уже более девяти столетий и ведётся с 1106 года, когда, по преданию, в Великий Новгород на камне приплыл преподобный Антоний Римлянин. Житие преподобного рассказывает нам, что родился он в Риме, в православной семье, но осиротел в 18 лет и, раздав своё имущество бедным, а частично засмолив в бочку и отпустив в море, принял монашеский постриг. Покинуть родные края ему пришлось из-за начавшихся гонений на православных. Обитель Антония разорили, и он удалился на приморскую скалу, где целый год предавался молитве. По истечении этого срока камень, на котором стоял Антоний, отломился от скалы и всего лишь за три дня донёс Антония до Великого Новгорода.

Прибыв на новое место, преподобный вновь столкнулся с трудностями. Жители Новгорода поспешили посмотреть на невиданное чудо, но ни на один из вопросов недоуменных горожан Антоний ответить не смог, просто потому что русского языка он не знал. Три дня и три ночи провел Антоний на камне, молясь о том, чтобы Господь послал ему человека, который смог бы рассказать, в какую страну и к каким людям принесла его судьба. Молитва его была услышана. Спустя трое суток он покинул камень и отправился в город, где и встретил греческого купца, умеяше римскимъ и греческимъ и рускимъ языкомъ.

У святителя новгородского Никиты преподобный Антоний испросил позволения основать обитель на том самом месте, где пристал его камень. И когда разрешение было получено, произошло ещё одно чудо. Местные рыбаки выловили в озере бочку, тотчас же узнанную Антонием, так как в ней находились священные сосуды и иконы из домовой церкви его родителей. На неожиданно обретённые средства и был заложен монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, потому что именно в канун этого праздника Антоний Римлянин приплыл на Новгородскую землю.

А был ли камень?
Как бы прекрасно ни звучала история о приплывшем на камне святом, в XXI веке мало кто уже поверит в неё от начала до конца. И научное объяснение появления в Великом Новгороде Антония Римлянина ищут учёные уже многие века. Точных сведений, конечно, не обнаруживают, но догадки высказывают весьма правдоподобные.

В церковь приносят печали и радостиВопросы прежде всего вызывает тот факт, что хоть и православный, но чужеземец Антоний Римлянин так быстро снискал расположение епископа Никиты и получил разрешение на создание Антониева монастыря. Однако когда, казалось бы, основные преграды были преодолены, возникли новые. Епископ Никита умер, на его должность заступил Иоанн Попьян, но с ним отношения у Антония категорически не сложились. Зато взошедший затем на кафедру архиепископ Нифонт поставил Антония в игумены его монастыря. Помимо оказанной Антонию Римлянину поддержки владык Никиту и Нифонта связывает и ещё один примечательный факт биографии: они были выходцами из Киево-Печерского монастыря. А вот епископ Иоанн к Киеву был настроен враждебно и, по некоторым предположениям, мог даже претендовать на независимость своей кафедры от киевского митрополита. В конце концов, сложности в отношениях Киева и Новгорода уже стали нарастать, последний стремился к независимости.

Из всего выше сказанного и возникает догадка: а не мог ли и Антоний Римлянин быть выходцем из Киево-Печерского монастыря? И быть может, построен Антониев монастырь был при финансовой поддержке Киева, а никак не за счет богатств, выловленных из Волхова?

Но это всё — только лишь вопросы, на которые с равной уверенностью можно ответить и утвердительно, и отрицательно. По крайней мере, до тех пор пока учёные умы не придут к точному выводу, основываясь на неизвестных пока документах и данных.

А впрочем, стоит ли нам торопить науку? Бог весть. Ведь как бы то ни было на самом деле, но легенда о приплывшем на камне преподобном, основавшем в нашем городе святую обитель, бесспорно, является одной из красивейших в новгородской истории.

Тайна математика Кирика
Не только личность Антония Римлянина ещё долго будет вызывать вопросы у учёных. Не меньше загадок и тайн связано и с легендарным монахом Антониева монастыря Кириком Новгородцем, опередившим познания своего времени ни много ни мало на восемь столетий. Высокие вычислительные знания Кирика, жившего в XII веке, долгие годы трактовались учеными как невозможные для того времени. Однако в трактате «Учение о числах» Кирик Новгородец оперировал понятием цикличности времени, сложными дробями, числами в пределах от 1/5 в 7-й степени до десятков миллионов.

Был он не только гениальным математиком, но и философом, неравнодушным и чрезвычайно наблюдательным человеком. Так, благодаря его другому труду «Вопрошание Кирика», построенном как беседа с архиепископом Нифонтом, мы можем судить о жизни простых новгородцев в XII веке. В частности, Кирик вопрошал: Нъсть ли въ томь гръха, аже по грамотамъ ходити ногами аже кто изръзавъ помечеть, а слова будуть знати? — нет ли в том греха, если по выброшенным грамотам ногами ступать? И не важно, к какому выводу пришли Кирик с Нифонтом, важно, что подобный вопрос даёт нам понимание, что грамотность в XII веке на Новгородской земле была более чем распространена, коль скоро грамоты на земле валялись.

Только вот как средневековый монах мог достичь такой мудрости? Кто были его учителя? Ответов на эти вопросы пока нет, но столь лестное для всех новгородцев предположение, что в Новгороде в XII веке уже мог существовать университет, звучит. Впрочем, пока сомневаться не приходится лишь в том, что в Антониевом монастыре уже в средние века была собрана уникальная библиотека. Из нее Кирик и черпал свои знания.

А время организовывать на территории обители учебное заведение всё ж таки пришло. И вновь произошло это стараниями священнослужителя. 30 октября (10 ноября) 1740 года архиепископ Новгородский и Великолуцкий Амвросий (Юшкевич), следуя указу императрицы Анны Иоанновны, распорядился разместить в Антониевом монастыре семинарию, которая просуществовала вплоть до 1918 года.

У новгородского краеведа Людмилы Секретарь читаем: «Два выпускника семинарии — Тихон (Задонский) и Варсонофий (Лебедев) причислены к лику святых Русской Православной Церкви. Среди выпускников семинарии немало известных церковных иерархов, деятелей просвещения, учёных, но более всего церковнослужителей, трудившихся как в Новгородской епархии, так и за ее пределами».

Сквозь шипы да тернии
В XX веке для Антониева монастыря начались трудные времена. В помещениях семинарии уже был открыт Новгородский институт народного образования, а в 1920 году упразднили сам монастырь. Собор Рождества Богородицы и церковь Сретения оставались действующими приходскими храмами только до 1932 года. А в 1925 году уникальную библиотеку духовной семинарии, фонд которой насчитывал 30 тысяч экземпляров, передали в губернский музей и губернскую библиотеку. Впрочем, наиболее ценная часть фонда отправилась в Публичную библиотеку Ленинграда. О последнем, возможно, и не стоит жалеть. Фонд Новгородской губернской библиотеки практически полностью погиб в Великую Отечественную войну, и Бог знает, что случилось бы с ценнейшими книгами, если б не увезли их в другой город.

Самые юные прихожанеИстория оставила свои следы на стенах монастыря. По словам священника Евгения Зайцева, когда рабочие приступили к внешней отделке церкви Сретения, под верхним слоем краски были обнаружены патриотические воззвания. В частности, такие, как «Смерть фашистским оккупантам».

— Мы из этого сделали вывод, что в годы войны здесь был призывной пункт. Но точно подтвердить не смогли, — рассказывает отец Евгений.

В церкви Сретения Господня он служит с самого первого дня её открытия. И признаётся, что организация духовно-просветительского центра НовГУ именно при храме представляется ему промыслом Господним. Ведь само слово «сретение» означает «встреча», а на территории Антониева монастыря издревле встречались вера и наука. Так же и сейчас.

Отец Евгений не просто служит в храме. По воскресеньям проводит еще и беседы с прихожанами.

— Не так давно мы начали на этих беседах разбирать молитву «Символ веры», ее, конечно, должен знать любой православный христианин, — говорит отец Евгений. — Ведь здесь содержатся ответы на вопрос, во что мы веруем, её всегда читают на литургии и во время утренних молитв. Но одно дело — зазубрить текст, а другое — проникнуться и четко представлять, кто это — Единый Бог, в которого мы веруем, и почему мы при этом говорим Бог-троица, кто такой Святой Дух. И вот мы с прихожанами буквально по слову стали разбирать «Символ веры». Самое интересное начинается, когда прихожане задают вопросы. И, как я заметил, очень часто эти вопросы касаются богослужения, многие люди приходят на службу и не понимают, из чего она состоит. Но глядишь, через час, а то и через пять минут мысли их уносятся в далёкие дали. А это неверно, православный христианин должен быть деятельным участником службы. Мне в голову даже приходит идея организовать курс лекций по разбору богослужений, но пока я стараюсь все объяснить в рамках бесед.

Конечно, главными прихожанами в университетском храме должны быть студенты и преподаватели, но пока молодежи не так много, как хотелось бы, основную часть прихожан составляют люди среднего возраста. И всё-таки мероприятия, проводимые на базе духовно-просветительского центра, заметно оживляют жизнь прихода. Это и цикл интереснейших лекций, которые в духовно-просветительском центре по выходным читают не только служители церкви, но и вполне светские лица — преподаватели НовГУ. И... спортивные мероприятия. В частности, отец Евгений приглашает всех желающих кататься на лыжах и велосипедах.

— Вот жаль, что эта зима не лыжная была! — так горестно сокрушается он, что становится ясно, что энергии этого батюшки хватит ещё на много проектов.

Уже неоднократно от храма Сретения Господня стартовали велопоездки в известные и не очень среди туристов и горожан и чаще всего запущенные уголки Новгородчины. Уже там кто-то из участников пробега рассказывает об истории этого места, затем служат панихиду и проводят уборку территории.

Такие велопоездки уже организовывались к храму Воскресения Христова на Красном поле, в Юрьев монастырь, на Рюриково городище и к источнику Михаила Клопского. А в преддверии Дня Победы отец Евгений лелеет мысль выехать на места боевой памяти и тоже провести в каждом из них панихиду.

Вместо эпилога
В общем, планов у него много, и все они пусть медленно, но воплощаются в жизнь. Уже начат сбор изданий, которые в дальнейшем войдут в фонд богословско-исторической библиотеки, по субботам работает детская воскресная школа, а значит, уже есть первые посетители музея книжности и просвещения, который планируется создать на первом этаже храма. В музее этом, кстати, помимо рассказов о том, как развивалась книжность от Крещения Руси до наших дней, будет и интерактив — каждый маленький посетитель, взяв в руки церу, сможет почувствовать себя древним летописцем.

— Все, кто к нам приходит впервые, отмечают, что у нас очень много детей, — признается отец Евгений. — А одна из причин этого — удобства, которые есть в нашем храме, в частности гардероб и туалет. Казалось бы, мелочи, но такие важные.

И пусть пока в храме Сретения Господня подавляющее большинство прихожан давно уже не студенты. Но их дети и внуки когда-нибудь обязательно ими станут. И уж они-то точно придут в Антоново, понимая, в каком удивительном месте им посчастливится учится, месте, где вечность каждый день ведёт разговор с будущим.

Владимир БОГДАНОВ (фото)