Четверг, 18 июля 2024

Мы из будущего

Владимир Арапов: «Реконструкции важны для молодого поколения, чтобы имели представление об ужасах войны и подвигах своих дедов, прадедов»

Началась подготовка к празднованию 70-летия Великой Победы

Бывших фронтовиков, увы, мы практически не встречаем на улицах —  их совсем немного осталось, и выходить из дома они уже не всегда в состоянии. 

Об этом и о жизни всех ветеранов — в интервью с председателем областного совета ветеранов Владимиром АРАПОВЫМ.

— Владимир Петрович, военные события уходят и уходят в прошлое, скоро будут для молодежи, как война с Наполеоном. Не кажется вам, что память сохраняется только на уровне официальных мероприятий 9 Мая?

— Не согласен категорически. Я вот побывал на военно-исторической реконструкции Любанской наступательной операции под Тесово-Нетыльским. И убедился, что интерес к событиям Великой Отечественной войны очень велик. Особенно у молодежи. Приехали более 400 реконструкторов из разных городов. Глава поселка зарезервировал им места в гостинице, но они отказались — соорудили блиндажи, так у костра и ночевали.

— Когда в этом году в Петербурге провели реконструкцию ленинградской блокады, это вызвало противоречивые отклики у горожан. Многие назвали чуть ли не издевательством погружение бывших блокадников в тот ад, который они пережили.

— Для тех, кто пережил, да, думаю, это не всегда желанное воспоминание. Реконструкции важны для молодого поколения, чтобы имели представление об ужасах войны и подвигах своих дедов, прадедов. Прочувствовать обстановку, крайне тяжелые условия боя, погрузиться в историю — это тоже патриотическое воспитание. Кроме того, герои войны, увы, уходят от нас: годы-то безжалостны... Как же еще держать нить воспоминаний?

28 марта в Санкт-Петербурге прошли мероприятия, посвященные 72-й годовщине партизанского движения Ленинградской области (Новгородская область до 1944 года входила в ее состав). И совету ветеранов не удалось привезти ни одного новгородского партизана из 40 оставшихся в живых. К сожалению, выдержать такую дорогу им сложно. Вот только когда 1 августа отмечается День партизанского края в Белебелке, туда они еще могут как-то добраться. А в Петербурге от нашей области были дети и внуки фронтовиков. Кстати, и на официальные мероприятия 9 Мая все чаще приходят дети, внуки, правнуки людей военного поколения. И это свидетельствует, что трагические дни 1941–1945 годов не забыты...

В 1995 году в нашей области было более 20 тысяч бывших фронтовиков. Сейчас же осталось чуть больше 1 700 человек. Сегодня для них нет проблем подлечиться в госпитале ветеранов. А к юбилею планируется диспансеризация всех ветеранов войны

— Сколько сейчас в нашей области бывших фронтовиков?

— Чуть больше 1 700 человек. А в 1995 году было более 20 тысяч.

— Все ли они живут в подобающих условиях? 

— В соответствии с указом президента большинство уже отметили новоселье. Думаю, что в 2014 году жильем будут обеспечены все. Хотя, по правде говоря, иногда человек в годах не хочет таких перемен, ему удобнее жить там, где привык. Поэтому не все всегда переезжают в новое жилье, а отдают своим детям.

— Как вы относитесь к этому факту?

— Я расцениваю это нормально, как естественное человеческое поведение. Во-первых, это их право, они заслужили. Во-вторых, пожилым людям хочется помочь родным, если есть такая возможность.

Но, к сожалению, не все ветераны подпадают под действие президентского указа: то по площади дом не подходит, то его нельзя отнести к статусу аварийного. И это проблема, которую будут решать таким образом: среди мероприятий областного оргкомитета «Победа», посвященных юбилею, запланирован сбор сведений о жилищных условиях ветеранов Великой Отечественной войны. Задача такая — помочь  нуждающимся в капитальном ремонте, на это будут выделены средства.

— Хорошее дело, но успеют ли за год и обследовать, и ремонты провести?

— Очень надеюсь, что большинство работ будет сделано к юбилею. Хотя попытка такого капитального ремонта жилья ветеранов войны несколько лет назад уже предпринималась. Но тогда средств не хватило. Возможно, из-за того, что этим занимались органы местного самоуправления. Пока вопрос открытый — кто будет платить и отвечать на этот раз.  И пока нет данных, сколько таких ремонтов нужно сделать. 

— Ветераны нуждаются и в медицинской помощи. Федеральным льготникам полагается в месяц 638 рублей на лекарства. На них, конечно, аспирин и таблетки от кашля купить можно. Но старикам нужны препараты не от простуды...

— Вот и приходится областному бюджету доплачивать, чтобы более-менее улучшить ситуацию. Эта программа обеспечения лекарствами, придуманная господином Зурабовым, уже давно провалилась, но федеральное правительство ее не отменяет. Меняется лишь перечень льготных препаратов, из которого постепенно исчезли качественные. В итоге 77% льготников отказались от социального пакета.

Мы из будущегоЕсть еще одна проблема, о которой необходимо сказать. Она сейчас обострилась в районах — это обязательность судебно-медицинской экспертизы при захоронении людей преклонного возраста.  А экспертиза есть только в больших районах. Поэтому из Батецкого района приходится возить покойных в Новгород, из Мошенского — в Боровичи, из Волотовского — в Старую Руссу. Это не только нервы и время на дорогу и очереди, но и лишние расходы.

— Что скажете о доступности медуслуг для ветеранов?

— У нас есть неплохой госпиталь ветеранов, но он принимает участников всех военных конфликтов. Для фронтовиков, насколько я знаю, нет проблем там подлечиться по направлению участковых врачей. Но есть и другие категории граждан, чья судьба связана с Великой Отечественной войной: узники концлагерей, их более 7  тысяч, есть труженики тыла...

— Вот с ними не всегда гладко, о чем писала недавно наша газета: очередь ждут не один год. 

— Медикам на местах надо быть внимательнее и сострадательнее к людям преклонного возраста, зачастую одиноким, которые в силу возраста ждать не могут. К нам в совет ветеранов иногда жалуются на то, что мест нет и в местных больницах. Все же это местная власть должна регулировать.

Есть и позитивная новость: к юбилею планируется диспансеризация всех ветеранов войны. К сожалению, зубопротезирование в эти мероприятия не входит — очень велики затраты, бюджету их не осилить. На мой взгляд, можно было бы привлечь частные клиники. Сейчас в очереди больше 25 тысяч ветеранов. В основном это ветераны труда, блокадники и труженики тыла, потому что фронтовики уже прошли эту процедуру.

— Труженики тыла — это в основном женщины?

— Да, всего же их около четырех тысяч, и с тружениками тыла гораздо сложнее. Если у фронтовиков вполне достойные пенсии — от 30 до 50 тысяч рублей, то пенсии и льготы ветеранов тыла незначительны. Областной совет ветеранов неоднократно ставил вопрос о том, что этой категории нужно повысить пенсии. Но на федеральном уровне вопрос до сих пор висит: проблему сбросили на региональные бюджеты, отнесли почему-то к региональным льготникам. Но это государственная ответственность — эти люди еще детьми начинали работать на станках и в полях во имя Победы, обеспечивали фронт всем необходимым.

— Сколько работаю журналистом, всё слышу про детей войны, которых надо уравнять с ветеранами войны.

— Да, и это объяснимо — люди не знали настоящего детства, жили в нищете и голоде, у многих погибли родители на фронте, им приходилось работать. Так что государство должно нести какую-то ответственность и перед этим поколением. В Госдуме неоднократно рассматривался законопроект о статусе детей войны, но безуспешно. И средств всегда не хватает, и не выработаны критерии отнесения к статусу... Областной совет ветеранов сейчас ведет переговоры с руководителями общественной организации «Дети войны» о создании в рамках районных советов ветеранов ее секций. А затем организация «Дети войны» коллективно войдет в областной совет ветеранов.

— Если бы у людей были цивилизованные пенсии, то и льготы им не понадобились бы...

— В области у нас примерно 200 тысяч пенсионеров. Половина из них получают порядка 10 тысяч рублей. А у 14 тысяч пенсия в размере прожиточного минимума, сейчас это чуть более 6 тысяч рублей. Да, они не выработали стаж, но это же люди, и они должны жить по-человечески. В области 77% пенсионеров работают, но далеко не потому, что они такие трудоголики, а чтобы прожить. Сады и огороды содержат. Какой-то грустный у нас разговор...

Если у фронтовиков вполне достойные пенсии — от 30 тысяч рублей, то пенсии и льготы ветеранов тыла незначительны. Областной совет ветеранов неоднократно ставил вопрос о том, что этой категории нужно повысить пенсии

— Владимир Петрович, тогда поговорим о праздничном. Как совет ветеранов готовится к юбилею Победы?

— В октябре 2013 года мы провели пленум, на котором присутствовал губернатор Сергей Митин. Совет наметил план праздничных мероприятий, принял решение об активизации ветеранских организаций в связи с подготовкой к 70-летию Победы. Уже составлен план работы областного оргкомитета «Победа».

Конечно, нужно привести в порядок воинские захоронения. Я напомню, что только в Мясном Бору захоронено более 40 тысяч воинов. Всего в области — 615 захоронений, где покоятся останки 416 тысяч солдат и офицеров. Погибло же на территории области, по разным данным, от 850 тысяч до миллиона человек. Это означает, что не все они захоронены по-христиански. И я благодарен поисковикам, которые делают святое дело.

Очень радует, что наконец принято решение об установке бюстов легендарным героям Великой Отечественной войны Якову Федотовичу Павлову, Александру Константиновичу Панкратову, Ивану Терентьевичу Коровникову. Но хотелось, чтобы и Монумент Победы в Великом Новгороде тоже привели в порядок. Новгороду — городу Воинской славы — не помешало бы иметь аллею героев. 88 новгородцев стали Героями Великой Отечественной войны, но всех ли мы знаем? И конечно же, нужно возродить военную экспозицию, которую убрали в запасники музея-заповедника перед празднованием 1150-летия Великого Новгорода. А в перспективе нужно думать о Музее Великой Отечественной войны.

Фото из личного архива
Владимира АРАПОВА