Пятница, 22 ноября 2024

С космической скоростью

Стыковка улицы Космонавтов с улицей Нехинской запланирована только на 2016 год

Не так давно улица Космонавтов в Великом Новгороде оказалась в центре общественного внимания.

Со знаком минус. 25 марта на городской комиссии по формированию и реализации муниципальной программы и мероприятий по дорожной деятельности вице-мэр Марина БЕЛОВА сообщила, что строительство продолжения улицы Космонавтов — участок от улицы Зелинского до улицы Нехинской — откладывается на 2015 год. В связи с тем, что строители — петербургская компания «Рубикон» — в процессе работ обнаружили в земле инженерные сети неизвестного происхождения — ливнёвку и электрический кабель. Для того чтобы внести изменения в рабочую документацию, придется приостановить контракт с застройщиком, а на это необходим не один месяц.

Обещанного два года ждут
Напомним, средства на строительство продолжения улицы, строительство которой должны были закончить к октябрю этого года, были выделены в рамках областной целевой спортивной программы. Стоимость строительства, начавшегося летом 2013 года с переноса инженерных сетей, — 202 млн. рублей. Причем во время конкурса, как говорил Андрей Воротнев, бывший глава городского управления капитального строительства, экс-вице-мэр, «Рубикон» сбросил цену на 65 млн. рублей, благодаря чему городские власти смогли потратить сэкономленные средства на другие цели.

Надо ли говорить, как к неприятной новости отнеслись горожане. На улице Космонавтов находятся два крупных спортивных объекта — Центральная спортивная и Ледовая арены, которые посещают и дети, и взрослые с утра до ночи. Значит, по словам главного инженера проекта Надежды ВИНОКУРОВОЙ («Новгородгражданпроект»), нужно учитывать и соображения безопасности. Если дорога не будет достроена, спорткомплекс останется ещё на два года без нормальных подъездных путей, которые могут понадобиться не только для горожан, но и, например, для пожарной техники. И вообще: разрытый машинами участок земли в центре города, рядом с авто- и железнодорожным вокзалом — неприятное зрелище. И строить-то строить: «рубиконовцам» предстояло положить чуть больше километра дороги.

Однако интрига усугубилась уже на следующий день. На заседании Новгородской областной Думы 26 марта Марина Белова подтвердила депутатам, что стройку придется заморозить, но уже до 2016 года. Чему верить? Будем опираться, пожалуй, на второй вариант. Именно 2016 год указан в официальном перечне объектов по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог Великого Новгорода на 2014–2016 гг., который опубликован на сайте новгородской мэрии. В документе напротив «улицы Космонавтов» стоят следующие даты — «2014 год; 2016–2017 гг.».

И депутатская общественность, и обыватели сейчас недоумевают: почему строители ничего не знали об инженерных сетях и почему чиновники взяли такой большой запас времени на внесение поправок в рабочую документацию? Что значит расплывчатая формулировка «не один месяц»? С чем связана «временная» чехарда: то 2015 год, то 2016-й.

Чтобы получить более детальную информацию, мы обратились в новгородскую мэрию, где сказали, что разъяснения по дорожной теме дает Марина Белова. Ещё на позапрошлой неделе мы попросили пресс-центр администрации организовать встречу с вице-мэром, однако нас так и не связали — чиновница была слишком занята. Раздобыли мобильный телефон Марины Викторовны, но и это не принесло успеха. Белова пообещала поговорить, но в назначенное время трубку не взяла. Разве не красноречивая реакция на журналистский интерес к актуальной для города теме? Вопросов в деле улицы Космонавтов пока больше, чем ответов.

«Рубикон» не прошёл
Вообще, по словам Владислава БУКЕТОВА, генерального директора института «Новгородгражданпроект», городские власти отнеслись к строительству дороги, понадеявшись на русский авось.

— Мы подготовили проект шесть лет назад, — рассказал он. — Всё это время он лежал на полке, а затем его наконец решили использовать. Однако актуализировать, то есть обновить технические условия, уточнив местоположение инженерных сетей, которые могли появиться за прошедшее время, забыли. Выполнить это по условиям контракта должен был заказчик — управление капитального строительства новгородской мэрии.

Надежда Винокурова уточняет: даже если бы заказчик попросил обновить техусловия, скорее всего, сюрприза в виде неопознанных сетей не удалось бы избежать. Упомянутые ливневка и кабель принадлежат ОАО «Российские железные дороги», а там, по словам Винокуровой, тоже ничего о них не знали. Такое в российском строительстве, к сожалению, случается гораздо чаще, чем хотелось бы: рабочие наталкиваются на чьи-то коммуникации, и порой даже их хозяина найти не могут.

— Дело не только и не столько в сетях, — убеждена Винокурова. — Вам приходилось наблюдать, как работает бригада «Рубикона»? Мы вели авторский надзор по проекту и видели, что за время работы в Новгороде команда у застройщика сменилась три-четыре раза. Всё время приходилось общаться с разными людьми. На стройплощадке почти никого не было, хотя место будущей дороги должно было быть похоже на муравейник: техника, люди должны работать. В общем, главная проблема — нерадивый подрядчик, который просто не смог освоить деньги, очень медленно работал. Они еще в прошлом году должны были вынести все инженерные сети, а в этом заниматься строительством.

При этом, как говорит Винокурова, внесение поправок в рабочую документацию, то есть нанесение электросетей и ливневки, а затем их вынос, не может стать причиной для приостановки работ до 2016 года. «Можно пока выполнять другие работы, — указывает она. — К тому же место для стройки не является застроенной городской территорией. Да, скорее всего, без опоздания не обошлось, но не такого же!».

Однако не только «Рубикон» отвечал за скорость и качество стройки на улице Космонавтов. Технический надзор за ходом работ должен вести заказчик — управление капитального строительства новгородской мэрии, но и о нем проектанты, с тоской наблюдающие за обстановкой на улице Космонавтов, отзываются без удовольствия. Эпитеты такие: «УКС — слабый», «никакой»...

*   *   *

Ещё в начале строительства на «космической» улице в «НВ» вышел посвященный этому материал. На одном из совещаний в правительстве области, говорилось в нем, мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев сказал: «Была б моя воля, я никогда не подписал бы с ними («Рубикон». — Прим. авт.) контракт. Цену сбили, а теперь говорят, что не уложатся в новую смету».

Мэр заявил, что встретится с подрядчиком, чтобы решить этот вопрос. Ну вот и решили.

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА