Четверг, 18 июля 2024

…А гамма-излучение ещё повременит

Когда радиология Областного онкологического диспансера примет первых пациентов

Открытие нового корпуса онкоцентра, строительство которого началось еще в 2012 году, должно было состояться до новогодних праздников.

И хотя здание возведено, оно не оснащено необходимым оборудованием и, следовательно, не введено в эксплуатацию. Что мешает завершиться одному из самых амбициозных проектов новгородского здравоохранения, когда всё-таки может произойти церемония перерезания красной ленты, какие новшества ждут пациентов онкодиспансера,  рассказывает его руководитель, главный онколог области Александр ПЕТРОВ.

— Александр Борисович, один из моих знакомых как-то попросил узнать, когда он наконец перестанет ездить из Новгорода в Боровичи на лучевую терапию? Думаю, подобный вопрос задали бы многие новгородцы…

—  Я понимаю, что выезды в Боровичи или Санкт-Петербург, куда наши пациенты направляются на проведение лучевой терапии, доставляют массу неудобств. Но что я могу ответить? Радиологический корпус — это объект повышенной опасности, особой категории сложности, тем более — находится в центре города. Чтобы сдать его в эксплуатацию, нужно соблюсти определённые правила уже на уровне проектирования и строительства. В нашем случае это не получилось. Были недочёты в проекте, которые во время строительства пришлось устранять. Много было недоделок и у строителей.

— Оборудование для нового корпуса уже закуплено?

— Деньги на него были выделены в 2013 году в рамках федеральной программы «Совершенствование медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями», которая предполагает софинансирование регионального бюджета. В схеме закупок значатся 92 лота. Чтобы стали понятны масштабы того, сколько будет приобретено медицинской аппаратуры, скажу, что только техническая документация на неё заняла бы весь мой кабинет от пола до потолка. Но прежде чем поступит оборудование, требуется подготовить помещения. Аукционы на это уже объявлены.

— А нельзя ли было ещё на уровне строительства учесть все нюансы подготовки площадей?

— В рамках контракта не оговаривалось, от какого производителя нам поступит оборудование. Их, кстати, несколько, и у каждого — свои требования к размещению техники. Если бы корпус строился под какую-то конкретную аппаратуру, это стало бы нарушением всех правил РФ по закупкам. С вариантом строительства корпуса «под ключ», то есть со сдачей объекта со всем нужным оборудованием, ситуация была бы совсем иная. А так у корпуса — два заказчика: департамент строительства, который волнуется, чтобы быстрее построить стены и загнать их под крышу, в результате чего возникают замечания со стороны госкомиссии, и диспансер. Сейчас он занят аукционами на приобретение соответствующей аппаратуры.

— И всё-таки можете озвучить конкретные сроки, когда будет запущен корпус?

— Оборудование будет собрано в этом году. Но завершение его монтажа не станет финишем. Корпус ещё должен быть принят Атомнадзором, после чего диспансер сможет подать документы на получение лицензии. Это условие того, что аппараты будут заряжены источниками радиации. Вопрос лицензии — самый сложный, некоторые медицинские организации не могли решить его по пять лет. Легче тем, где уже были радиологические отделения, есть кадры, налаженные взаимоотношения с надзорными службами.

К слову, строительство новгородского онкодиспансера ведётся 16 лет— Предположу, что прогноз с отсрочкой открытия корпуса расстроит многих. Но если касаться планов, которые зависят непосредственно от новгородской онкологической службы, какими они станут на этот год? Например, я имею в виду, состоится ли продолжение бесплатного обследования женского населения на рак молочной железы и рак шейки матки?

— Действительно, на акцию, которую диспансер проводил прошлым летом, новгородки откликнулись весьма охотно. Врачи диспансера согласны проводить обследование, при котором не требуется направления, а можно представить только полис и паспорт. Всё будет зависеть от того, насколько будут загружены специалисты. Но летом нагрузка, как правило, уменьшается. Поэтому не исключено, что акция будет предложена.

— В диспансере действует электронная запись к врачу?

— С 1 января на портале «Здравоохранение Новгородской области» осуществляется запись к нашим докторам. Правда, её востребованность низкая. В основном пациенты встают в живую очередь. Чтобы уйти от утренних столпотворений, когда приезжают люди из районов и приходят жители областного центра, в диспансере попробуют наладить следующую схему приёма пациентов. В первой половине дня будут обслуживаться пациенты с периферии, а во второй — горожане. Под нужды поликлиники будет отдан третий этаж центрального корпуса. Отделение химиотерапии, которое сейчас там располагается, переедет в семиэтажный корпус.

— Рассматривается ли возможность подключения диспансера к колл-центру?

— Данный вопрос прорабатывался, но это пока невозможно по техническим причинам. Проблематично объединить электронную базу диспансера с общей.

— А как с обеспечением онкобольных необходимыми лекарствами? Периодически люди обращаются в «НВ» с жалобами на отказы.

— В этом году лечебные учреждения перешли на новую систему финансирования. Тариф, который заложен Фондом ОМС по клинико-статистическим группам, увеличен в три раза, поэтому никаких сложностей в получении препаратов быть не должно. К тому же диспансер благодаря заработанным средствам делает запас лекарств на первые три месяца в году. Поскольку нередко в этот период из-за отсроченных аукционов случаются задержки поставок препаратов.

— И ещё. Сейчас много говорится о кадровом дефиците в медицине. Ваше учреждение им страдает?

— Нет. Существует даже выбор в претендентах на место врача. Основной критерий приёма на службу — интерес молодого специалиста к ней. За два года клинической ординатуры можно оценить его желание, отношение к работе. Тех, кто пребывает в полудремотном состоянии, видно сразу. Молодёжь привлекает в диспансер то, что в его стенах можно удовлетворить профессиональные амбиции. Это 20 лет назад у онколога в распоряжении были только скальпель, ножницы и зажим. Сейчас докторам нет отказов в участии во всевозможных конференциях, в том числе и международных. А кроме того, в диспансере действуют свои социальные программы. Тут у меня один молодой врач решил отправиться за миллионом на село. Поскольку у него взята ипотека. С одной стороны — понять можно, но с другой — ведь глупость отправляться туда, где даже не проводятся хирургические операции. Нашли выход — часть его ипотеки будет оплачивать диспансер.

Фото Владимира МАЛЫГИНА