Четверг, 18 июля 2024

Путешествие в детство

Начинать день с импровизированного детского совета на ковре — традиция в группе № 11, которая никогда не нарушается

Участница Всероссийского конкурса «Учитель года-2014» новгородка Майя ЛАВЕЙСЬЕР убеждена: нужно учить и учиться

В Великом Новгороде стартует муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года-2014».

В номинации «Дебют» — для тех, кто трудится в образовательных учреждениях менее пяти лет, — в этом году готова побороться за победу и наша героиня — воспитательница подготовительной группы городского детского сада № 70.

Решили на детском совете
«Ребята, все в круг собираемся. Рассаживаемся. Сейчас поделимся друг с другом хорошим настроением. А потом я расскажу, чем мы сегодня будем заниматься», — громко призывает своих воспитанников Майя Юрьевна.

И вот уже пятнадцать человечков рассаживаются на мягком ковре. Вдохнув пожелания отличного дня в ладошки и сразу же захлопнув их  домиком, чтоб слова не улетели, бережно из рук в руки передают свой веселый настрой друзьям.

…Воспитательница напоминает, что тема, которой они всю последнюю неделю занимались, — космос. Она тут же, сидя рядом с детворой в кругу, устраивает им викторину, проверяя, что они запомнили и усвоили.

Подготовишки без проблем объяснили, кто такие космонавты, назвали дату первого полета человека к звездам и его имя, перечислили и некоторых других космонавтов, в том числе четвероногих — Белку и Стрелку. Порассуждали и о связи прошлого космической эры, её настоящего и будущего.

— Я разработала проект «Путешествие в прошлое и будущее», —  объясняет мне Майя Юрьевна. — Его задача — научить ребят правильно ориентироваться во времени. Даты, месяцы, времена года, движение стрелок на часах мы изучаем, связываем события прошлые и нынешние. И темы в этом проекте использую разные. Сейчас заканчиваем космос, потом о профессиях говорить будем. Планирую подключить родителей: мамы, папы будут рассказывать и показывать, чем они занимаются на работе.

Как проходят занятия в группе № 11? Шумно и весело, и сразу в нескольких тематических центрах. Например, искусства, грамотности, кулинарии, театра. Как говорит Лавейсьер, дошкольные учреждения уходят от стандартной подачи образовательных программ, когда малыши, как в школе, сидят за столами, слушают педагога, тянут руку, желая ответить на вопрос. Теперь детворе дано больше простора для творчества.

По-научному такая методика именуется проектной деятельностью.

В день нашего визита в детский сад дошколята мастерили из природного материала звездолеты и пришельцев, в ход шли орехи, желуди, овощи, разгадывали ребусы и кроссворды на внеземные темы, репетировали и разыгрывали театральную постановку из жизни космонавтов. А еще из огурцов, редиса, оливок, зелени и сыра приготовили, иначе и не скажешь, аппетитного инопланетянина, который ловит рыбу в одном из лунных морей!

Переводчик, тренер и воспитатель
Обстоятельно поговорить с Майей Юрьевной удалось лишь после того, как ребятишки отправились на урок физкультуры и в группе стихло.

— По образованию я — лингвист-переводчик, — начала она. — Долгое время жила во Франции. Там получила вторую профессию — тренера по фитнесу. Этим и занималась в Европе. Да и когда в Новгород вернулась — тоже. А потом в 40 лет кардинально поменяла жизнь. У меня трое детей: старшему уже двадцать лет, среднему — двенадцать, маленькому — четыре. И вот когда младший сын пошел в сад, я заинтересовалась дошкольным образованием: ему было интересно заниматься в группе, и я стала подключаться к его творчеству, общаться с педагогами. И однажды поняла: хочу попробовать себя в роли воспитателя. В детском саду второй год тружусь. И уходить не собираюсь.  

Собеседница говорит, что, став воспитательницей и посмотрев на процесс развития и обучения детей с профессиональной точки зрения, поменяла подход и к домашнему воспитанию. По ее словам, ребята в группе и после детсада с родителями ведут себя по-разному: с мамой они расслабляются, могут покапризничать. А случается, и умеют манипулировать взрослыми: малыши — превосходные психологи. В саду дошколята более собранные, ответственные, внимательные. «Я у своих подопечных многое перенимаю, — рассказывает Майя Юрьевна. — Вы знаете, какими мудрыми бывают наши дети, милосердными, отзывчивыми! В общем, я их учу, а они — меня».

Когда Лавейсьер предложили принять участие в конкурсе «Учитель года», согласилась сразу. Утверждает, что есть уже у нее наработки, которыми хотелось бы поделиться. Сейчас как раз готовит свое портфолио и думает над тем, по какой теме и в каком формате будет показывать жюри открытый урок. Хитро улыбаясь, говорит, что за титулами, в общем-то, не гонится, хочет попробовать свои силы в профессиональных состязаниях и перенять опыт коллег. Но в то же время и от борьбы за победу не намерена отказываться. Что ж, удачи!

Фото автора