Четверг, 18 июля 2024

Показаниям вопреки

Моему электросчетчику уже более 10 лет. Предполагаю, что он подлежит замене, но поставщик ресурса не предъявляет пока никаких претензий. Значит ли это, что он в последующем не сможет предъявить мне претензию типа: «А теперь доплатите согласно нормативу за все предшествующие годы!»?

Виталий НИКИФОРОВ,
Чудово

На вопрос читателя отвечает Константин ДЕМИДОВ, юрист, специализирующийся на вопросах ЖКХ:

— Индивидуальный электросчётчик не относится к общему имуществу, и обязанность по его периодической поверке действительно возложена на собственника жилья. Правда, срок такой поверки определяется не на глазок, а установлен в паспорте на прибор учёта и может быть разным для разных типов счётчиков (в среднем от 8 до 16 лет). Такой срок  должен быть указан и в договоре на предоставление коммунальной услуги электроснабжения. Кстати, по условиям такого договора обязанности поверки прибора учёта могут быть возложены не на вас, а на управляющую организацию, ТСЖ или энергоснабжающую организацию. Так что вначале узнайте у исполнителя коммунальной услуги, кто всё-таки должен заниматься поверкой счётчиков в вашем доме и какова дата очередной поверки вашего прибора учёта.

Если это ваша обязанность и срок поверки уже наступил, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (ППКУ), утвержденными постановлением Правительства №  354 от 06.05.2011, хлопотать о проведении поверки вам придётся самостоятельно. Но предварительно проинформируйте исполнителя коммунальной услуги о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки.

Если же срок эксплуатации вашего «старичка» истёк, то в соответствии с ППКУ начисление платы должно проводиться по среднемесячным показаниям счётчика за последние шесть месяцев. Так может продолжаться лишь три месяца. Если в этот срок не заменить счетчик, тогда начисление будет производиться по нормативу.

В ППКУ не сказано о предельном периоде времени, за который можно провести доначисление за коммунальную услугу, если оплата за неё производилась неверно. Поэтому здесь действует общий срок исковой давности — три года, который должен применяться при рассмотрении спора в суде. Как это часто бывает, если счётчик был установлен в стародавние времена не вами, а электриками или ЖЭУ, в связи с чем вы ничего не знали о сроке проведения его очередной поверки, а также если вам не выдавался экземпляр договора на оказание услуги по электроснабжению, при предъявлении коммунальщиками претензий о доплате не стоит с этим сразу соглашаться. Есть смысл выяснить отношения в судебном порядке, предъявив доказательства своей невиновности в сложившейся ситуации.