Четверг, 18 июля 2024

100 лет после бед

Первая мировая война напоминает, предостерегает, тревожит

И чёрная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи...

Александр БЛОК

Революции, крушение империй, ослабление христианских креп, «второе пришествие» языческого божка войны. Первая мировая война, 1914–1918 гг. Около 40 стран-участниц, 10 миллионов убитых и четверть из них — наши российские потери.

В 1914-м первый новгородский пилот Леонид Вамелкин открыл аэроклуб, хотел учить летчиков. Но ушел на войну и не вернулся. Служил в пехоте, в авиации с честью. Был награжден Георгиевским оружием и крестом. Думал ли он, что мечту о небе скоро приспособят, чтобы нести смерть живущим на земле?

Блок предвидел. И Мандельштам не питал иллюзий о прогрессе: «А ныне завладел дикарь священной палицей Геракла...».

Как не поаплодировать актеру театра «Малый» Андрею ДАНИЛОВУ, прослушав в его исполнении подборку из русских поэтов, откликнувшихся на ужасы мировой бойни. Это было в понедельник, в нашей главной библиотеке в кремле, где открылась книжно-иллюстративная выставка «Первая мировая: взгляд через сто лет».

Как не согласиться с Надеждой ГУНЧЕНКО, директором областной научной библиотеки: «Какая великая у нас была поэзия!». А проза? «Тихий Дон»? (Про «чужих» Ремарка, Хемингуэя и Олдингтона тоже не забудем). А музыка? «Прощание славянки»?..

Но спустя 20 с лишним лет, потраченных на тотальную переделку «проклятого прошлого», грянуло: «Вставай, страна огромная!». Ни малейшей бравурности. Только набат. Отечественная историческая наука к объективному исследованию и осмыслению событий предтечи Второй мировой довольно долго проявляла сдержанность. Даже родился штамп: «великая и забытая». Однако трудно признать определение подходящим, если региональная выставка может собрать более 400 книг, журналов и документов. И только из фондов библиотеки.

Есть редкие издания тех далеких военных лет, свидетельствующие об экономическом состоянии Новгородской губернии, создании многочисленных благотворительных комитетов и попечительств по снабжению армии, помощи семьям воинов. Есть совершенно современные публикации 2013–2014 годов. Очевидно, что они навеяны юбилеем — 1 августа исполнится ровно сто лет с того дня, как Россия вступила в войну. И все же неизбежно возникают исторические параллели, а с ними — некое тревожное чувство.

Магия цифр. Четверочка на кончике дат. 1894-й, в Боснии родился мальчик Гаврила Принцип. 1914-й, Сараево, юный босниец стреляет в карету австрийского престолонаследника, смертельно ранив эрцгерцога и его супругу. В руках террориста оказался спусковой крючок назревшей мировой катастрофы. 2014-й, какие «принципы» на дворе? Отпылали балканские войны. И уже виден «отравленный пар с галицийских кровавых полей» (Блок).

На открытии выставки мне нашлось место в «Брусиловском прорыве» (у тематического стенда). Когда захлебнулся этот прорыв, началась карательная операция: Австро-Венгрия жестоко подавляла прорусские настроения на территории Западной Украины. Сегодняшняя галицийская идея, эволюционировавшая от русофильства к русофобии, отравляет мир в братской стране. Столетие назад Россия уже заступалась за братьев-славян...

Что еще видим сегодня?

— Обилие региональных конфликтов, кризисные явления в экономике, рост националистических настроений, терроризм, борьба за ресурсы и территории, горячие точки, которые все ближе к нашим границам, — отмечает Ярослав ВАСИЛЬЕВ, преподаватель филиала Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — Все это заставляет задуматься над текущими новостями.

Выставка продлится до 6 августа. Вчера там же, в библиотеке, состоялись исторические чтения, посвященные новгородским страницам Первой мировой войны. К этой теме мы рассчитываем еще вернуться, рассказав подробнее о том, как события тех лет отразились на нашей губернии.

Владимир БОГДАНОВ (фото)