Четверг, 18 июля 2024

Никому ничего не скажу

Тему сегодняшнего разговора задала Марина С., которая спрашивает, почему её трехлетний внук до сих пор не разговаривает. Думаю, это проблема не одной семьи — в последние годы отмечается рост данной патологии.

Развитие речи — сложный процесс, связанный с развитием сознания, мышления, памяти, то есть с развитием коры больших полушарий. Кора головного мозга очень чувствительна к воздействию вредных факторов. Родители понимают это, но ссылаются обычно на не зависящие от них причины: «Ребенку при родах повредили шейные позвонки» или «делали уколы в голову» (их делают в вены, расположенные на лбу, так как другие у новорожденных недоступны; в вены, а не «в голову»!).

Не спорю, случается, что клетки мозга страдают при тяжелой родовой травме. Но чаще нарушения возникают задолго до родов. Не хотят понимать подростки, что алкоголь, никотин, наркотики самым пагубным образом влияют на половые клетки, вызывая необратимые изменения в генах. В результате основой будущего организма становятся нарушенные, измененные клетки, даже если это не «пьяное зачатие». Развитие коры может нарушаться и в процессе внутриутробного развития, и после рождения. А ведь теперь, увы, не редкость, когда курит беременная женщина, когда, гуляя с ребенком, родители окутывают коляску клубами табачного дыма. Знаю, что найдутся «умные», которые приведут в пример детей, вовремя освоивших речь, несмотря на курящую маму. К сожалению, это не опровергает выводов науки: отклонения могут проявиться позже в рассеянном внимании, школьной неуспеваемости, неадекватном поведении ребенка и т.д.

Нарушение речевого развития может быть следствием травмы или заболеваний головного мозга ребенка в первые полтора-два года жизни. Следует помнить, что речь напрямую зависит от слуха, поэтому ее развитие закономерно нарушается у слабослышащих детей. Важную роль в становлении речи играют особенности воспитания. Любящей, заботливой маме рекомендуется разговаривать с младенцем с первых дней его жизни, говорить внятно, правильно, читать стишки, петь песенки. А что нередко происходит? Мама болтает по телефону или «зависает» в соцсетях, а безмолвный малыш одиноко сидит перед телевизором с мультиками.

Что же делать, если ребенок отстает в речевом развитии?

1. Проконсультироваться с врачом-неврологом для выявления или исключения возможных поражений нервной системы.

2. Понаблюдать, как ребенок реагирует на звуки, и при необходимости показать его лор-врачу, чтобы проверить, хорошо ли он слышит.

3. Обратиться к квалифицированному психологу, если отставание связано с проблемами воспитания.

4. Главное — не ориентироваться на досужие советы: «Не беспокойтесь, придет время — не рады будете, что болтает!».

В три года здоровый ребенок наизусть читает короткие стишки. Каждому периоду детства соответствуют свои особенности и возможности; упуская их, вы еще более осложняете развитие ребенка.


Людмила Николаевна ЛОРДКИПАНИДЗЕ,
врач-психотерапевт