Четверг, 18 июля 2024

Улыбка саламандры

Полутораметровый Карло, новая звезда Пражского зоопарка, широко улыбается посетителям из-за стекла

Классика как повод для создания нового объекта

В прошлом году, будучи в зоопарке чешской столицы, я не мог не обратить внимание на окружённую забором стройку возле павильона крупных хищников.

Пояснительная табличка гласила, что на этом месте откроется экспозиция исполинских китайских саламандр. На тот момент в зоопарках Европы и США демонстрировалось не более десятка этих редкостных амфибий. И вот новый павильон распахнул двери. Естественно, оказавшись полмесяца назад в Праге, я первым долгом отправился туда.

В начале XVIII века в руки швейцарскому естествоиспытателю Иоганну Якобу Шёйхцеру попал окаменевший скелет некоего существа: большая голова, короткие ручки с растопыренными пальцами и позвоночник. В том месте, где должны были находиться ноги, каменная плита обломилась. Ученый посчитал, что это кости ребёнка, погибшего во время Всемирного потопа. Так он и окрестил существо — Homo diluvii testis (Человек — свидетель потопа).

В 1802 году окаменелость была приобретена Музеем Тейлерса в голландском городе Гарлем (где находится по сей день). Читавший о ней французский натуралист Жорж Кювье страстно хотел ее исследовать, но сумел получить доступ к диковине лишь в 1811 году, когда Наполеон оккупировал Нидерланды. И тут выяснилось (Кювье был замечательным зоологом и палеонтологом), что кости принадлежат вовсе не человеку, а гигантской саламандре, ископаемому родичу всем известных тритонов и саламандр, мелких хвостатых земноводных. Сенсация получила название саламандра Шёйхцера.

В 1936 году ископаемая амфибия стала прототипом человекоподобных существ, действующих в романе-антиутопии Карела Чапека «Война с саламандрами». Писатель предположил, что подобные существа сохранились на островах Индийского океана, где были открыты и использованы в качестве рабов, затем научились человеческой речи, овладели навыками обращения с инструментами и оружием, а в итоге предприняли попытку захватить Землю, чтобы затопить ее и начать жить всласть.

Именно роман чешского писателя-классика послужил отправной точкой в идее строительства очередного павильона в Пражском зоопарке, входящем в десятку лучших зоопарков мира по версии журнала «Форбс». Директор зоопарка Мирослав Бобек, кстати, известный журналист, поддержал замысел зоолога Ивана Регака представить в Праге редчайших, но всё же реальных, а не ископаемых исполинских саламандр, сохранившихся до наших дней в лесах Китая и Японии. И предложил дополнить литературно-исторической составляющей.

Улыбка саламандрыПостроить такой павильон было смелой идеей. По большому счёту опыта взять было неоткуда, аналогов этому объекту в мире не существовало. То есть китайских саламандр в зоопарках содержат, но в составе террариумных экспозиций. А вот чтобы посвятить отдельное строение только им, такого ни-ни. Согласно концепции «Саламандриума», животные должны были чувствовать себя здесь как дома, а посетители погружались бы в таинственный мир необычного существа, воссозданный как дань уважения Карелу Чапеку и его классическому произведению. Воздействуя на зрение, слух и другие чувства, экспозиция была призвана не только демонстрировать животных, но и наталкивать на ассоциации и размышления.

Уникальный объект создавался на протяжении двух лет, затраты на его строительство составили 23,6 млн. чешских крон, а инвестором стал непосредственно город, что и логично, ведь уже 83 года Пражский зоопарк — одна из главных достопримечательностей чешской столицы. Но стройка стройкой, а нужно было подумать и о населении будущего павильона. В прошлом году, преодолев массу бюрократических сложностей, из Китая в Прагу удалось импортировать сразу 30 саламандр — вдвое больше, чем на тот момент проживало в зоопарках всей Европы. Правда, все они были малышами в возрасте 2–3 лет и размером не более полуметра.

Новосёлы составили основу населения «Саламандриума». Кроме них здесь проживают две куда более крупных особи: самец из Берлина и самка из Шмидинга (Австрия), переехавшие на ПМЖ в Прагу. Обоим по 19 лет, их длина соответственно 135 и 105 см. Но главным обитателем, настоящей звездой павильона, по праву считается самец Карло, одолженный на время Государственным музеем естествознания немецкого города Карсруэ. (Кстати, эмблемой этого учреждения является отпечаток скелета исполинской саламандры Шёйхцера, такое вот знаменательное совпадение). При длине 155 см «папаша» Карло весит 26,5 кг. Это крупнейшая из исполинских саламандр, содержащихся сейчас в Европе.

Когда смотришь на этого гиганта, он кажется вялым и неповоротливым. Да и то сказать: спешить живому ископаемому некуда, и оно в основном лежит на месте, «улыбаясь» во всю широченную пасть. Однако может проявить завидную прыть, хватая проплывающую мимо рыбку или обороняясь. Когда перед отправкой Карло из Карсруэ его переворачивали для уточнения пола, он резко извернулся и так сильно тяпнул человека за палец, что его затем пришлось ампутировать. Так что сотрудники «Саламандриума» относятся к своей звезде с должным почтением.

Павильон скрыт в недрах поросшего травой холма, а его оформление напоминает о романе Карела ЧапекаПоскольку китайские исполинские саламандры более активны в тёмное время суток, то для них в зоопарке разработан особый режим. Всю ночь и до 12.00 тут горит дневной свет, после полудня сменяющийся искусственной ночью при синем «лунном» освещении. Это придает нутру павильона таинственный и даже, я бы сказал, сказочный вид. Емкости для содержания саламандр размещены на разных уровнях, но при этом объединены между собой по принципу каскада. Температура воды, поступающей из отдельной скважины, поддерживается на уровне +17 градусов. Амфибии чувствуют себя здесь практически как на родине, в лесных ручьях и речках Восточного Китая. При необходимости они могут подниматься из одного бассейна в другой, реализуя естественную потребность в перемещениях вверх по течению в брачный период. Одновременно такое оригинальное устройство экспозиции позволяет посетителям наблюдать за удивительными существами с разных точек: сверху сквозь воду, сбоку — как в обычном аквариуме, и даже снизу, войдя в грот со стеклянным сводом.

Для тех, кто хотел бы получить более полное представление об исполинской саламандре, близ выхода из павильона размещен превосходно сделанный муляж этого животного в натуральную величину и со всеми подробностями. На стенах можно видеть изображения саламандр, созданные художником Яном Штефанеком для комикса по роману Чапека, а коль скоро вам некуда спешить, то, усевшись в одно из двух специально поставленных здесь кресел, можно послушать аудиоверсию «Войны с саламандрами».

На мой взгляд, свой замысел создателям павильона удалось реализовать в полной мере. Лично я такого пока еще нигде не видел. Поэтому от души советую: если летний отпуск вы собираетесь провести в Чехии, не пожалейте одного дня для похода в Пражский зоопарк, особенно с детьми. Посмотрите на улыбающегося Карло да и на остальных обитателей этого замечательного «живого музея». Совершенно точно — не пожалеете!

Фото автора
и Пражского зоопарка