Четверг, 18 июля 2024

Аттестат для Митрофанушки,

Итоги первой волны ЕГЭ подведены. В области стартовала вторая волна — для выпускников прошлых лет

или Как ЕГЭкнится, так и откликнется

По количеству скандалов Единый госэкзамен за время своего существования побил все рекорды. То бланки тестов напечатают с ошибками, то варианты ответов по всем предметам за несколько дней до ЕГЭ в Сети появляются.

Но нынешняя кампания по уровню организации и проведения была почти безупречна — беспрецедентные меры контроля за тем, как дети решают тесты, свели на нет попытки воспользоваться подсказками.

Учащиеся писали сами. И наделали столько ошибок в обязательных предметах ЕГЭ, что Рособрнадзор вынужден был по ходу процесса снизить минимальный порог по русскому языку с 36 баллов до 24, по математике — с 24 до 20, дабы удержать официальную по стране статистику не получивших аттестаты на приличном уровне: 1–2% от общего числа сдавших экзамены.

Сейчас в правительстве страны анализируют полученные результаты, возобновились разговоры о реформе в учебной сфере.

Познаётся в сравнении
На днях предварительные итоги выпускных экзаменов в нашем регионе обнародовал руководитель департамента образования и молодежной политики Анатолий ОСИПОВ. По его словам, результаты ЕГЭ у нас по всем предметам выше среднероссийских. Средний новгородский балл по русскому языку — 65,77 (в 2013 году был 64,4), в то время как в целом по стране — 63,9. По математике в прошлом году выпускники школ области до 47 баллов поднялись, в текущем — до 46 (среднероссийский показатель — 39,63). По физике у нас — 49,21, а по стране в целом — 45,76.

Наивысший результат показали в 2014 году 30 школьников (53 в 2013 году). Больше стало грамотных детей — 17 стобалльников по русскому языку, семь — по литературе, трое заслужили 100 баллов по химии, один школяр получил максимум по математике, один — по физике, один — по истории.

Не получили аттестаты о среднем образовании 47 бедолаг, не набравших 20 баллов по математике и 24 по русскому. С предметами по выбору картина такая: историю завалили 29 человек (писали 375), литературу — двое из 113, физику — 58 из 595, химию — семь из 261, обществознание — 25 из 1 401.

Примечательно, что если бы нынче Рособрнадзор не снизил проходную планку, после первой попытки получили бы неудовлетворительно по математике 199 ребят (после корректировки — 101), по русскому языку — 28 человек против пяти имеющихся. В департаменте говорят, если бы порог не меняли, 199 нынешних двоечников по математике — это лучше, чем 270 в 2013 году. И добавляют, что школьные педагоги, проанализировав ошибки, допущенные при подготовке детей к ЕГЭ, изменили методику, и неуспевающих стало меньше…

Квадрат гипотенузы
И это, безусловно, радует. Но, повторимся, в этом году средний балл по математике у наших одиннадцатиклассников — 46, что по пятибалльной шкале соответствует тройке с плюсом (четверка с 47 баллов начинается). То есть большинство новгородских школьников знают предмет «так себе». Может ли такой результат считаться хорошим? Тем более что в этом году, чтобы сдать экзамен, достаточно было успешно решить любые три задания части В (в 2013 году — пять). К части С можно было не приступать.

Невольно задаешься вопросом: может, вопросы больно сложные в тестах? Безусловно, в вариантах КИМ представлены задания разного уровня, но есть и самые простые. Известный питерский учитель математики Дмитрий Гущин в своем интернет-комментарии о снижении минимального порога по математике приводит примеры вопросов, которые вызывали затруднения у некоторых школьников: сколько сырков по 16 рублей можно купить на 100 рублей? Шкаф стоит 3 300 рублей, а его сборка — 10% от цены. Сколько стоит шкаф со сборкой? В 10 из 50 билетов встречается вопрос по ботанике. Какова вероятность того, что выпадет вопрос по ботанике? Комментарии, как говорится, излишни.

Однако руководителя областной экспертной группы по проверке тестовой части С по математике Елену КОНДРУШЕНКО этим с толку не собьешь:

— Сдать экзамен непросто, поскольку уровень заданий разный. Педагоги стараются вложить в детей максимум знаний. Но за последние лет десять требования ужесточились, объем учебного материала увеличился, а часы для изучения сократились. Так, сейчас в профильном матклассе в неделю восемь часов приходится на предмет, а скажем, в гуманитарном, только три. При этом анализ результатов ЕГЭ за прошлые годы показывает, что минимальный порог не преодолевают дети именно из классов гуманитарного профиля. И еще такое сравнение приведу: в советские годы математику выпускники писали пять часов — за это время им нужно было решить всего пять заданий. Сейчас же за четыре часа ребята должны дать ответы на 15 заданий блока В и решить шесть задач олимпиадного уровня части С.

По словам Кондрушенко, тестовые задания первых лет ЕГЭ и нынешние сильно отличаются. Разработчики ежегодно меняют тематику задач, больше становится заданий прикладного уровня, а при том объеме основного учебного плана, что педагоги должны детям дать, у них просто не остается времени на отработку еще и этого направления.

— Я за то, чтобы КИМ составлялись разного уровня — для ребят из матклассов, которым при поступлении нужна эта дисциплина, и для учащихся непрофильных классов, — рассуждает эксперт. — Этот вопрос несколько лет дебатируется. Но пока решения нет. Что касается понижения или повышения минимального порога, роли не играет — три или пять задач решит ребенок. Если школьник не собирается в дальнейшем заниматься математикой, 50 баллов при том уровне сложности ЕГЭ, что существует, — хороший результат. Вузы же при наборе студентов устанавливают минимальный проходной балл на каждую специальность. Так, ведущие университеты страны на инженерные профессии берут в расчет баллы ЕГЭ по предмету начиная с 70, а на математические — с 80. И это правильно.

Типун на язык
Что касается русского языка, как показал ЕГЭ-2014, новгородские школьники правила орфографии и пунктуации знают. Наш средний результат — 65,77 баллов, а четверка начинается с 58.

По словам Владлена МАКАРОВА, руководителя региональной группы экспертов, проверявших часть С по предмету, существенные изменения вносились в КИМ в первые пять лет действия ЕГЭ. Последнее время критерии оценки если и корректируются, то ненамного, и тематика заданий мало меняется. Это позволило учителям в школах набраться опыта по подготовке детей к экзамену и отработать методики:

— Мы проверяем творческий блок тестов. Надо отметить, что когда ЕГЭ только внедрялся, за часть С очень немногие ребята брались. А сейчас подавляющее большинство пишут сочинения. Вопрос в том, насколько эти тексты хороши. Современные дети не имеют какого-то основополагающего, базового багажа знаний по истории, искусству, кинематографу. Конечно, педагоги ориентируют их в программных произведениях. Но задача ребенка, который приступает к сочинению, — не только осмыслить предложенный авторский отрывок и изложить позицию писателя, но еще и свои личные доводы представить. Анализ показывает, что нынешние школяры за чистую монету принимают любое высказывание автора, даже если он иронизирует, саркастически рассуждает. Ребята не распознают текстовые интонации. Что касается собственных доводов, то в качестве источников, подтверждающих позицию, школьники частенько называют интернет-игры, комиксы… Но эксперты при оценивании работ на этом стараются не акцентировать внимание. Мы смотрим, насколько убедительна позиция ребенка. Да, признаю, встречаются откровенно плохие сочинения, но довольно много и приличных — по размышлениям и стилистике. Так что не разделяю мнения, что уровень владения языком так уж катастрофически снижается.

Однако Владлен Макаров, так же, как и Елена Кондрушенко, выступает за базовый и профильный уровни ЕГЭ. А еще говорит, что вузам, возможно, следует заранее — за несколько месяцев до вступительной кампании — обнародовать планку минимальных баллов, которые будут приниматься к рассмотрению при поступлении абитуриентов на ту или иную специальность. Это позволило бы детям заранее прикинуть свои шансы. По его мнению, на филологические факультеты стоит принимать ребят, которые за ЕГЭ по русскому языку получили не ниже 70 баллов.

Вместо заключения
Результаты ЕГЭ-2014 обсуждались на прошлой неделе на совещании у главы российского правительства. Вице-премьер Ольга Голодец заметила, что в этом году впервые за много лет удалось получить реальную картину знаний выпускников, откровенно посмотреть на результаты. По ее словам, информация по регионам уже собрана, и социальный блок правительства начал готовить «программы по повышению квалификации педагогов и изменению системы образования в тех регионах и учебных заведениях, которые показали низкие результаты».

Что из этого следует? Возлагать надежды на то, что за год что-то кардинально изменится в школах при подготовке к экзаменам, не стоит. Разве что сами школьники, осознав, что лазейки для списывания перекрыты, всерьез засядут за учебники…

Фото с сайта borovichionline.ru