Четверг, 18 июля 2024

Вам ФИЗМАТ!

По углублённой программе физику и математику изучают 8—12 часов в неделю

В Великом Новгороде планируют открыть спецшколу для одарённых детей

Последние лет пять почти на каждом совещании, посвященном качеству школьного обучения, говорится о недостаточном уровне подготовки учащихся по математике и физике.

В НовГУ даже тестирование первокурсников за курс общеобразовательной программы по этим дисциплинам были вынуждены ввести, чтобы иметь представление о  том, какие законы, формулы, правила студенты-новички усвоили за время классной жизни, а в каких — плавают. Выводы, признают в вузе, неутешительные: почти половина первокурсников мало что знают по физике. И потому преподавателям университета вместо того, чтобы давать слушателям вузовскую программу, приходится первый семестр разжевывать азы из школьных учебников.

Многолетний застой в преподавании физики и математики привел к тому, что новгородские абитуриенты перестали поступать на инженерно-технические направления учреждений профессионального образования. В итоге предприятия области стали испытывать кадровый голод — и рады бы взять на работу специалистов, да некого. Но надо отдать должное руководителям отдельных производств: они  решили не ждать, что ситуацию изменит кто-то другой, они сами ежегодно организуют выезды своих специалистов в школы региона с рассказами о деятельности заводов, с предложениями целевых контрактов для учащихся на обучение в вузах с последующим трудоустройством и хорошим социальным пакетом. И мальчишки стали проявлять интерес к инженерным профессиям, ну и к точным наукам тоже. 

В этом году, как отмечают в департаменте образования и молодежной политики, среди предметов ГИА, которые сдавали девятиклассники по выбору, лидировало не только обществознание, но и физика. Что касается учащихся 11 классов, то нынче среднеобластной балл ЕГЭ по данной дисциплине  — 49,21 (в целом по России — 45,76).

То есть подвижки есть, но пока еще очень небольшие. Педагоги гимназии № 1 Великого Новгорода предлагают как один из вариантов улучшения обучения физике и математике создать специализированную школу для одаренных детей.

— В течение прошлого учебного года мы с коллегами разрабатывали концепцию развития физико-математического образования в регионе, основываясь на опыте работы нашего учреждения, — рассказывает заведующая финансово-техническим отделением гимназии Татьяна БЫСТРОВА. — Классы отделения по углубленной программе изучают математику, физику, информатику. За годы работы накоплен огромный багаж методик и приемов, позволяющих детям достигать высоких результатов. Выпускники беспроблемно поступают в технические вузы.

Это учебное заведение имеет большой опыт работы и с юными талантами: воспитанники педагогов гимназии почти каждый год проходят на региональный этап Всероссийской олимпиады по физике и математике. Кроме того, на базе учреждения с прошлого учебного сезона начала работу заочная школа Московского физико-технического института (МФТИ), первый курс которой окончили 50 учащихся различных школ Новгорода. 

— Безусловно, нужно поднимать планку преподавания в общеобразовательных учреждениях области, особенно если учесть, что ЕГЭ по математике сдать сложно, — рассуждает Татьяна Ивановна. — Но помимо этого, как нам кажется, назрела необходимость создать региональную физико-математическую школу для одаренных ребят. Мы уже неоднократно сталкивались с ситуацией, когда принимаем в седьмой класс мальчишек, даем им мощный пласт знаний, выходящих за уровень обычных учебников, а классе в девятом эти ребята сдают экзамены и поступают в спецшколы в других регионах, имеющие многолетнюю успешную практику подготовки будущих светил физики или математики. После эти учащиеся заканчивают ведущие вузы страны и уже не возвращаются назад на Новгородчину. Так чем наш регион хуже других, имеющих научные городки для школьников? Ничем. Поэтому мы и предлагаем, используя опыт нашей гимназии, и возможно, на нашей же базе, открыть такую школу. 

По заверению Быстровой, проблем с отбором юных талантов не будет. Но однозначно возникнет дополнительная потребность в опытных преподавателях, а вот их как раз и не хватает. Предстоит еще решить вопрос с общежитием для иногородних учеников. Кроме того, в планах гимназии переоборудовать под лабораторно-практический блок часть имеющихся помещений, докупить оборудование. 

Идею спецшколы с физико-математическим уклоном одобрили в правительстве области, и в настоящее время идет обсуждение, как без проволочек претворить задуманное в жизнь. Вероятней всего, разработчики концепции отправятся изучать опыт других регионов. Обсуждается и возможность привлечения на время учителей из лучших учреждений страны по физмату.

Фото из архива «НВ»