Четверг, 18 июля 2024

Речи нет, а суд идёт

Особенности обвинения по делу гражданина, хранящего молчание. Рассуждает Василий ДУБОВСКИЙ, обозреватель газеты «Новгородские ведомости».

В декабре 2009 года в Новгороде на улице Студенческой несколькими выстрелами в упор был убит известный предприниматель Валерий Дюкарев. Спустя четыре года правоохранительные органы сообщили о раскрытии преступления. В июле 2014-го дело передано в суд.

Председатель совета директоров компании «ДюкХолдинг» в мартирологе нашей бизнес-элиты оказался… крайним. Дюкарева убили, когда в городе, казалось, стало безопаснее. Бушевала декриминализация, «теневое правительство» сбежало. Vita nova, господа! Новая жизнь!

На сторонний взгляд, дела у Валерия Владимировича в ту пору шли вполне себе хорошо. В 2008-м Дюкарев попал в рейтинг региональной элиты: значился в общественно-политическом списке под № 43, а среди предпринимателей — под № 8.

В автобизнесе Дюкарев был явным лидером. И это категорически не устраивало вынужденно покинувшего Новгород «авторитетного» предпринимателя Андрея Петровского-Речу. Во всяком случае, именно такая версия положена в основу обвинения по делу об убийстве.

Следствием установлено, что Петровский поручил Сергееву, являвшемуся, по оперативным данным, одним из активных членов его группировки, устранить Дюкарева, рассказал мне Максим Доброхвалов, прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно розыскной деятельностью областной прокуратуры. Сергеев, выполняя задание босса, изучил распорядок дня жертвы, подкараулил Дюкарева, когда тот был без охраны. Первый же выстрел пришелся в голову.

Как известно, Украина предоставила Петровскому статус беженца, причем по загадочным причинам религиозного характера. Третий год набожный Реча живет в незалежной, не снимая вериги мученика совести. Разумеется, он против себя не свидетельствовал — ни письменно, ни устно. Молчит и задержанный прошлой осенью Сергеев. Ни слова о причастности Петровского, равно как и о своей собственной. Его, Сергея Сергеева, в том месте, где был убит Дюкарев, якобы и близко не было.

Но, по словам Максима Доброхвалова, обвинение строится на совокупности иных доказательств, включая данные, полученные от других людей, многочисленные прямые и косвенные свидетельства. Кое-кого из свидетелей пришлось даже засекретить по госпрограмме защиты.

Кстати, кто такой этот Сергеев и почему именно он (следствие и обвинение в этом совершенно уверены) оказался в вечерний час возле игрового клуба на Студенческой, где любил бывать Валерий Владимирович? Гражданин с «пацанской» биографией: в начале 2000-х годов загремел за кражу и незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия. Вскоре вышел на свободу по амнистии…

Сегодня Сергееву вменяется в вину еще одно убийство — предпринимателя Дмитрия Никифорова. Только тут уже он — в роли заказчика и организатора.

Дело было в июне 2008 года. Новгородец Никифоров строил себе дом в Шимском районе. Сергеев привез киллера, который и расстрелял жертву. Мотив преступления предположительно следующий. Братья Никифоровы, будучи учредителями охранного агентства, подверглись давлению со стороны Петровского. Им угрожали, отнимали автомобили и т.д.

Короче, Сергеев знал, что у Петровского симпатий к Никифоровым нет. И есть предположение, что, решив устранить Дмитрия Никифорова, он хотел таким способом выслужиться перед Речей. Версия четко стыкуется с последующим убийством Дюкарева по указанию Петровского. Но это версия.

На следствии Сергеев не признал своей вины и в смерти Никифорова. А вот стрелок, паливший из двух пистолетов сразу, скрытничать не стал. Это Андрей Маслаков. Он подробно живописал следствию, кто и как его «арендовал», чтобы разобраться с Никифоровым. С его слов, оружие ему выдал Сергеев. И за работу заплатил. 150 тысяч рублей — как и обещал.

Но Сергеев молчит… Можно предположить, надеется, что Петровский так и останется религиозным изгоем, и очная встреча не состоится.

Иван Алексеев, начальник отдела по борьбе с организованной преступностью УМВД России по Новгородской области, не унывает: «Кравченко, Казакбаев, Петровский... Того нет, этот осужден, а Реча прячется пока. Но недавно Украина выдала России питерского педофила Литовченко. Не век и Петровскому там коротать».