Четверг, 18 июля 2024

Имущественные отношения

Учим будущего первоклашку не терять вещи

Когда шестилетка начинает заниматься в прогимназии или на курсах подготовки к школе, у него появляется масса новой собственности: не игрушки какие-нибудь, а серьёзные, солидные вещи: пенал со всякой всячиной, рюкзачок, тетрадки…

Как правило, дети гордятся своим школьным добром, повышающим их статус: теперь они не малыши какие-нибудь, а взрослые люди, без пяти минут ученики.

Только вот управляться с этим немаленьким хозяйством будущий первоклашка учится далеко не сразу: пенал уже после первой недели занятий оказывается полупустым, фломастеры катаются по всему рюкзаку, тетрадки норовят помяться и порваться, а пропись вдруг и вовсе исчезает бесследно, зато в портфеле обнаруживается явно чужие ручка или линейка.

Что же делать? Ругать за безответственное отношение к вещам или, махнув рукой, закупить мелким оптом необходимые канцтовары и без лишних эмоций выдавать новые взамен потерянных? И то, и другое — не лучший выход.

Ведь проблема заключается вовсе не в копеечных ручках-карандашах и даже не в потерянных тетрадках. Просто у малыша-приготовишки не сформированы пока необходимые для учебной деятельности навыки: организация деятельности, планирование, произвольность, то есть умение вне зависимости от собственного желания и настроения делать от начала до конца всё, что необходимо для выполнения школьного задания. И лишь когда он осознает, что без ручек-линеек уроки не сделаешь, он начнёт следить за своим школьным имуществом. Перед началом учебного года задача родителей — помочь своему первокласснику в этом осознании.

Наш совет:
Не покупайте громоздких рюкзаков, гигантских пеналов с массой отделений и предметов. В пенале и портфеле должно быть только то, что действительно необходимо на уроке. Так будущему первоклашке легче будет проследить за своим имуществом.

• Не ругайте ребенка за рассеянность, но и не спешите немедленно выдавать ему новые канцтовары.

• Создайте такую ситуацию, чтобы он смог прочувствовать, что обойтись без потерянного предмета будет сложно: «В этом задании нужно начертить прямоугольник и треугольник. Тебе для этого понадобится линейка. Ты её потерял? Прямо и не знаю, как теперь быть, ведь без неё ты не сможешь выполнить задание!».

• Обсудите с малышом, какие предметы должны обязательно оказаться у него на парте, чтобы он смог работать. Составьте список всего необходимого и прикрепите его на видном месте — например, на внутренней стороне крышки ранца. Если ребёнок ещё не очень уверенно читает, сделайте картинки-иконки.

Шестилетний ребёнок ещё не очень хорошо понимает, что такое «учиться». Даже если учёба даётся ему легко, выполнив задание, он, как правило, немедленно утрачивает к нему интерес и не очень-то волнуется о дальнейшей судьбе своей тетрадки. Особенно если это тетрадь с печатной основой, где требуется только выбрать правильный ответ или что-то раскрасить. Именно поэтому тетрадки с добросовестно выполненным домашним заданием нередко исчезают в неизвестном направлении.

Что с этим делать?

• С уважением относитесь к любой работе, которую делает ваш ребёнок, — не только к школьным заданиям. Ведь ему трудно понять, почему родители требуют бережно складывать школьные тетради и прописи, если детский рисунок или поделку из пластилина могут небрежно забросить куда-нибудь в дальний угол.

• Подчёркивайте важность работы, которую выполняет будущий первоклашка: «Ты так здорово научился штриховать! Не забудь показать тетрадку Екатерине Петровне. Ей будет интересно посмотреть, что у тебя получается».

• Приучайте ребёнка с уважением относиться к собственному труду: «Ты отлично решаешь такие задачки, молодец! Но в мятой тетрадке с оторванной обложкой они совсем некрасиво выглядят. Давай подклеим её и обернём в новую обложку».

• Обсудите, почему важно аккуратно складывать свое имущество: «Если ты сложишь тетрадки в папку, это займёт совсем немного времени, правда? А вот перерывать на уроке весь портфель, чтобы что-то найти, — гораздо дольше».

Как реагировать родителям:

Неправильно
Подумаешь, потерял карандаш, есть из-за чего расстраиваться! Возьми новый и быстро садись заниматься!

Нечего раздавать свои фломастеры! У них — своё, у тебя — своё!

Опять все карандаши растеряла, растяпа! Сколько можно новые покупать? Выкручивайся теперь сама как хочешь!

Правильно
Постарайся, пожалуйста, найти карандаш, который я дала тебе вчера. Жаль, что приходится тратить время на поиски. Мы могли бы пораньше закончить заниматься и подольше погулять.

Если ты даёшь фломастеры Кате, напоминай ей, чтобы она возвращала их на место.

Мне сложно каждый месяц покупать тебе новые карандаши. Давай вместе подумаем, как сделать так, чтобы они не терялись.