Четверг, 18 июля 2024

Борода как повод для суда

От нас требуют опровергнуть словосочетание «благословите бороду»

Сами понимаете, дезавуировать фразу «благословите бороду» на тот случай, если кто-то решит, что она относится к экс-начальнику ГУ «Новгородавтодор» Николаю Закалдаеву, очень затруднительно.

И независимо от того, носит ли Николай Дмитриевич бороду или только мечтает об этом.  

Данное словосочетание — из контекста статьи «В кармане — лямы, на дороге — ямы, а в суд передано уголовное дело в 180 томах», опубликованной в нашей газете 23 апреля. Там есть следующая фраза: «А вот образчик специфической лексики: «благословите бороду». То есть передайте деньги». И она активно не нравится гражданину Закалдаеву. Дескать, это сведение, не соответствующее действительности и порочащее его честь и достоинство.

Потому что в другом месте данной публикации приводятся «псевдонимы» или, извините за выражение, клички (погоняла), которыми пользовались в общении между собой участники группы, обвиняемой в многомиллионных хищениях средств, предназначенных на ремонт и содержание дорог Новгородской области. Так вот, Закалдаев, согласно оперативным данным, на этом групповом сленге был «Бородой». 

Нигде в статье не сказано, что «благословить бороду» — значит, передать деньги лично Закалдаеву. Тем не менее он убежден, что его представили конечной инстанцией на пути денег из бюджета в карман.

Кстати, о нем, вернее о них (если в деле — 10 участников, то его, конечно, следует считать «многокарманным»). На днях Следственный комитет РФ распространил сообщение, посвященное завершению расследования уголовного «дорожного дела». Так вот, в официальном пресс-релизе руководителя управления по взаимодействию со СМИ Владимира Маркина говорится, что «часть денежных средств (от общей суммы контракта 2012 года. — В.Д.) в размере не менее 50 миллионов рублей должна была перейти в их «карманы». 

Что же получается? Официальный представитель СКР беспардонно порочит уважаемых людей, настаивающих на собственной невиновности? И они теперь и его постараются привлечь к суду по факту ущерба, причиненного их чести и достоинству?  

Будем реалистами. Крайне трудно представить, что уважаемый генерал Маркин, подобно автору этих строк, предстанет перед Новгородским районным судом с разъяснением, откуда он взял вышеназванные 50 млн.

Может быть, есть какой-нибудь закон с прямым запретом на публикации, в которых фигурируют еще не осужденные лица? Есть некая норма, хотя бы должностная инструкция, не позволяющая сотруднику прокуратуры предоставлять информацию СМИ до вынесения приговора. Нет, конечно. Но ведь нигде не сказано и о том, что нельзя подать в суд на прокуратуру вместе с редакцией. Так почему бы не попытаться, как говорится, ухватить бога за бороду?

На мой взгляд, логично было бы приостановить рассмотрение претензий обвиняемых до окончания судебного процесса по уголовному делу. Но по гражданскому иску процесс пошел. Ходатайство прокуратуры области о приостановлении производства по гражданскому делу до вступления в законную силу решения суда по уголовному делу отклонено. Зато  назначена лингвистическая экспертиза статьи.

Ключевое слово в вопросах, предлагавшихся защитой Закалдаева, — «негатив». Как краска, использовавшаяся газетой для изображения портрета персонажа. Признаться, автор по сей день не знает, как рассказать о громком коррупционном деле, чтобы не дать читателю ни малейшего повода усомниться в замечательных человеческих, деловых и гражданских качествах ряда известных лиц. Так или иначе под микроскопом не пара оспариваемых фраз, а вся статья. Широкая получается борода, окладистая. Но если г-н Закалдаев и в самом деле оклеветан, то чего стоит еще не начавшийся суд по фактам хищений, превышений должностных полномочий и легализации средств, полученных преступным путем?

Между тем во фразе «благословите бороду», если буквально, смысла нет — ни хорошего, ни плохого. Если кто-нибудь знает, где живут благобородые и лично знаком с ними, тогда, простите меня, несведущего. Хотя, бесспорно, это выражение можно рассматривать как вклад в современный русский. Специфический, конечно, но вклад. Незапатентованный, но зафиксированный. В материалах уголовного дела.

Равно как и другие оспариваемые «порочащие сведения». Об этом четко заявил суду прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры Новгородской области Георгий ЖУКОВ. А он поддерживал обвинение, когда рассматривались уголовные дела трех уже осужденных участников группы, обвиняемой в хищениях. «Том такой-то, страница такая-то», — пояснял прокурор. Но вот какая получается штука: на данном процессе никто не ставит под сомнение выводы следствия. Или, простите, версии. Разницу между мнением и утверждением на досудебной стадии понимаем, соответствующие формулировки, приводя информацию, используем (см. статью).  Опровергается печатная (публичная) информация об этих выводах (версиях).

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА