Четверг, 18 июля 2024

Свідомі заробітчани*

Клавдия Лобода очень ценный работник для новгородского травмпункта

Вакансии в новгородских больницах занимают медики с Украины

Медиков, уже трудоустроенных в Новгородской области, можно сосчитать на пальцах одной руки. Но это пока...

Как удалось выяснить корреспонденту «НВ», перебраться в наш регион хотят не только врачи и медсёстры с охваченного войной юго-востока Украины, но и с территорий, считающихся благополучными.

Диплом особого образца
«Я — украинка. Участковым терапевтом проработала 16 лет. Никогда не собиралась менять работу и место жительства. Но вдруг в стране произошла какая-то вспышка «демократизации», которая перевернула мой мир и лишила надежды на лучшее. Украинцы поделились на две части. На тех, кто одержим интеграцией с Европой, и тех, кто не согласился с этим. Теперь они считаются лютыми врагами Украины, — читает мне электронное письмо доктора из Сум главврач Чудовской ЦРБ Александр ФЕДЮКОВ. — Переругались друг с другом, экономика страны развалена, за последние полгода сильно подорожали медикаменты, квартплата. Правительство собирается принять закон, по которому бюджетники будут платить налог на военные нужды. Но самое страшное — жить в воюющей стране, где никто не даст гарантии, что твой двор не попадёт под обстрел. Чтобы спасти семью, я приняла решение переехать в Россию».

Послание не было адресовано в какую-то конкретную больницу. Писалось оно в Москву, а уже оттуда его растиражировали по разным уголкам России. Заочное знакомство по телефону Александра Федюкова с врачом произошло примерно месяц назад. Женщина вроде бы и не против перебраться в новгородскую глубинку. Здесь ей предлагают должность врача общей семейной практики в медпункте посёлка Краснофарфорный, а также трёхкомнатную служебную квартиру со всеми удобствами. Жильё, конечно, требует ремонта, но, по словам главврача ЦРБ, поселковая администрация сделает его за счёт бюджета, если необходимый специалист появится.

— С ноября там нет врача. Даже миллион рублей по федеральной программе не смог привлечь специалиста, — говорит Федюков. — С Сумами созваниваюсь регулярно, чтобы интерес к нам не пропал. Думаю, и супруг её (инженер-механик) сможет без труда найти работу в нашем районе.

К слову, сейчас в чудовской больнице уже трудятся две медсестры из Луганской области. Одна обосновалась в Чудове ещё осенью прошлого года у родственников. По ходатайству больницы для ее трудоустройства была выделена квота на иностранного работника. На днях к работе приступила совсем молоденькая медсестра, которая оформила статус беженца. Девушку родители отослали к российской родне, чтобы спасти от  войны.

На удачу, подтверждать медсёстрам свои дипломы не пришлось. У первой — ещё советский, а у второй — украинский, но получен после 2000 года. А экзамен на профпригодность сдают только те, кто имеет дипломы образца 1992—2000 годов. Это хлопотно и тревожно: пока не подтвердишь квалификацию, работать по специальности не можешь.

По информации департамента здравоохранения Новгородской области, в Минздрав РФ направлены документы на допуск к экзаменам ещё от шести медиков с Украины

С берегов Днепра
За плечами Клавдии ЛОБОДЫ — больше трёх десятков лет трудового стажа, из него большую часть она проработала в качестве рентген-лаборанта в специализированной медико-санитарной части в Днепропетровске. Никогда не исключала возможности переехать в Великий Новгород к дочери. Но что это произойдёт так внезапно, не предполагала. Призналась, что близость войны она почувствовала, когда в их медсанчасть стали поступать раненые из Луганска и Донецка. Всё, что можно, продала и отправилась в Новгород.

Здесь работу по специальности долго не искала. Обратившись в первую поликлинику, узнала, что потребности в рентген-лаборантах нет, зато они позарез нужны в травмпункте. Буквально через три недели Клавдия Борисовна уже принимала новгородских пациентов.

Наша беседа проходила на её рабочем месте в середине недели, когда визитов горожан с ушибами и переломами становится немного меньше. 

— Оборудование здесь современное — это особо отмечаю. Снимки не надо делать вручную. В Днепропетровске аппараты старенькие. Но освоилась я тут быстро, — улыбчиво сообщила она.

— А на какую зарплату рассчитываете? — спрашиваю.

— На достойную. Чтобы на неё купить кисло-молочные продукты, которые захочется. Ведь надо учитывать, что я работаю во вредных условиях, — чуть помедлив, отвечает Лобода. — У меня не возникло проблем с дипломом, но предстоит пройти курсы, чтобы подтвердить свою высшую категорию. Пока в зарплате стаж и категория учитываться не будут, надеюсь подзаработать на совмещении ставок. Сейчас мои коллеги в отпусках.   

Пришла и остаюсь
Кто-то однажды заметил, что педиатров пора заносить в Красную книгу. Их дефицит по области, впрочем, как и по стране, огромный. Появление нового детского доктора — событие, с которым поздравляют главврача любой больницы. В Солецкой ЦРБ как раз и произошло то самое долгожданное событие. Из Одессы приехала врач-педиатр, закончившая в конце 80-х Ленинградский педиатрический медицинский институт. Как говорится, не было бы счастья …

— Закрыли квартиру, сели в машину и уехали. Обстановка в нашем государстве с каждым днём обостряется. Мой супруг — военный пенсионер, а старший сын — призывного возраста, потому сомнений, стоит ли переселяться в Россию, не возникло. На Украине идёт мобилизация. То, что ситуация будет только накаляться, стало понятно после 2 мая, когда в Доме профсоюзов при попустительстве властей погибли жители Одессы, — объясняет врач Елена ЖУКОВА, как возникла потребность поменять русскоговорящую Одессу на маленький городок на Шелони. — О Сольцах узнали через Интернет. Выяснили, что здесь ждут педиатра. Приняли меня на работу, администрация района предоставила двухкомнатную квартиру. Обставить её мебелью помогла больница.

В планах у семьи Жуковых — остаться на постоянное жительство в России. Но быть в статусе беженцев не хотят по той причине, что тогда на пять лет они станут невъездными на Украину, а там — жильё, имущество, родной город. И всё же потихоньку наш разговор перемещается от тем политических к медицинским.

— Вот у вас в отделениях стационара детей кормят, а у нас нет, — говорит Елена Николаевна, видимо, ещё не до конца принявшая, что «у вас», это теперь и у неё тоже. — У нас ребёнку только предоставляются врач и койка. На Украине нет денег на обеспечение маленьких пациентов медикаментами. Только в первые сутки они получают их от больницы. А дальше часто и лечить нечем...

Удивило украинского доктора, что воспитанников местного интерната, поступивших недавно в ЦРБ, стали лечить, кормить, ухаживать за ними.

— А разве должно быть иначе? — не поняла я собеседницу.

— У вас действует страховая медицина. Есть госпрограммы по лечению, — ответила она. — И пациенты должны быть за это благодарны государству. А у нас даже рожениц в роддомах не кормят.

Доктор Слюсарев полон оптимизма относительно своего будущегоПалаты для врачей
В настоящее время в Солецкой ЦРБ временное пристанище нашли две семьи медиков из Луганской области. Разместились в обычных палатах. Чтобы не давили больничные стены, приглашаю Виктора и Татьяну СЛЮСАРЕВЫХ для разговора перейти на свежий воздух.

Виктор Петрович — врач анестезиолог-реаниматолог, Татьяна — медсестра-анастезист.

— Так вы, значит, в паре работаете? — не могу удержаться от любопытства.

— Живём в основном в паре, а вот работаем вместе не всегда, — шутит Слюсарев.

Самое страшное для них уже позади. Под бомбёжками взяли из дома только необходимое и рванули на своём автомобиле к российской границе. Говорят, что чудом остались живы. В качестве доказательства показали след от осколка на корпусе машины.

Сперва подыскивали работу на Кубани. Но не сложилось. Для семьи было принципиально, чтобы предоставлялось жильё, поскольку уехали с ребёнком. В центре занятости нашли информацию о новгородской больнице, которая, как следовало из объявления, готова обеспечить докторов квадратными метрами.

— К работе приступлю в конце августа, когда из миграционной службы получу разрешение. Далее планируем оформить российское гражданство, поскольку возвращаться нам некуда. Инфраструктура в Луганске разрушена. Будем устраиваться в Сольцах. Город нам понравился, — резюмировал доктор и добавил. — До сегодняшнего дня всё, что было нам обещано, руководством больницы выполняется.

Вместо эпилога
Учитывая расхожее мнение, что на Украине и трава зеленее, и курицы жирнее, а города шире и выше, я интересовалась у своих собеседников: не боятся ли они разочароваться в Новгородчине? Так вот, никто из опрошенных претензий на сей счёт не высказал. Напротив, такого количества добрых слов в адрес коллективов больниц и их главврачей мне слышать прежде не приходилось. А супруги Слюсаревы предложили: «Вы приезжайте через полгода, чтобы посмотреть, как мы тут обжились». Почему бы и нет? Это вполне приличный испытательный срок. 

* Сознательные работники (с укр.)

Фото автора