Четверг, 18 июля 2024

Недаром пишет вся Россия

Школьные сочинения становятся мандатом на ЕГЭ

Идея вернуть сочинение в число обязательных экзаменов была предложена прошлой осенью на совещании президентского Совета по культуре и искусству. 

И одобрена. Тематические направления для итогового школьного сочинения стали известны еще до начала занятий.

За неделю до нового 2014/2015 учебного года Министерство образования и науки РФ обнародовало пять тем, утвержденных экспертным советом: «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию поэта Михаила Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем люди живы?». На экзамене ребятам предложат на выбор одну или две темы из названных, но готовить школьникам придется все пять.

До введения в 2009 году обязательного ЕГЭ выпускники писали итоговое сочинение по русскому языку и литературе. Но прошедшие шесть лет применения тестового варианта сдачи итоговых экзаменов привели к тому, что учителя-филологи стали делать упор исключительно на ЕГЭ и свели почти на нет в учебном процессе полноценное сочинение. Проще говоря, мало кто из нынешних старшеклассников умеет их писать.

Но возвращаемая начиная с 2014/2015 учебного года в число экзаменов творческая работа — не совсем заключительная за весь школьный курс по русскому языку и литературе — проверочная. Писать на заданную тему выпускники будут в декабре (в случае неудачи можно пересдать: в феврале и конце апреля — начале мая). Почему так? Потому что сочинение станет допуском к обязательному ЕГЭ по русскому языку: то есть если и после третьей попытки педагоги оценят его на «неудовлетворительно», школьник не будет допущен к выпускному экзамену.

Правда, в этом учебном году, поскольку основной удар от возвращения сочинения придется именно на нынешних одиннадцатиклассников, система оценки будет мягкой — «зачет — незачет». В будущем же литературно-критические творения старшеклассников станут оценивать, как и ЕГЭ, в баллах. По решению вузов сочинение может быть учтено при поступлении. При этом преподавателям институтов и университетов дано право повторно, вслед за школьными педагогами, проверить уровень владения ребятами родным языком и умение излагать мысли и проставить свои баллы.  

Филолог гимназии № 1 Великого Новгорода Вера СЕМЕНОВА  за то, чтобы сочинение как заключительный экзамен было.

— Даже с введением Единого госэкзамена я не отказалась в своей практике от этого вида работ, — говорит она. — После каждого изученного художественного произведения давала детям задание писать сочинения, в которых они должны дать оценку литературным достоинствам, авторским приемам, героям, опираясь на критиков, сравнивая с другими писателями, должны придерживаться в повествовании определенной последовательности изложения. То есть мои ученики знают, как пишутся полноценные аналитические работы по литературе. Но я в курсе, что многие другие педагоги отказались от данной формы обучения, поскольку в КИМах Единого госэкзмена по русскому и литературе творческий блок хоть и присутствует, но требует от детей иных знаний и подходов. 

Вера Васильевна говорит, что пока известны только темы будущего сочинения. Никаких рекомендаций предметникам по поводу объема текста, который учащиеся должны написать, или требований к содержанию нет.

— Названные тематические направления позволяют предположить, что от учащихся потребуется, скорее всего, сочинение-размышление, эссе, а не аналитика конкретных программных произведений, — размышляет педагог. — Конечно, ссылаться и опираться на прочитанное они должны будут, но лишь в подтверждение своих доводов. 

Филолог утверждает, что при подготовке к творческому экзамену сложности у предметников все же возникнут. Во-первых, плотный учебный план не позволяет выкроить дополнительные часы для проработки с детьми тем: занятия, вероятнее всего, будут факультативные, после уроков. Во-вторых, первая попытка сочинительства назначена на декабрь — к этому времени с литературой XX века классы еще не ознакомятся,  что сузит круг используемых ребятами в работе авторов, особенно если выпадет военная тема. И, в-третьих, непонятно, кто и как будет переводить работы в электронный вариант, чтобы вузы позже могли их увидеть в базе данных. Ведь писать ребята будут от руки, а проверять тексты предписано школам.