Понедельник, 25 ноября 2024

Из трактира в чайную и назад

В здании гостиницы «Белград» в советские времена левое крыло занимало гороно, а правое — столовая свободных нравов

Какие тайны скрывает культурный объект «Гостиница «Белград»?

На минувшей неделе Управление ФССП России по Новгородской области распространило информационное сообщение об оформлении охранного обязательства на объект культурного наследия гостиницу «Белград» в Старой Руссе.

Хранить вечно
В сообщении говорится:

«В отдел судебных приставов Старорусского и Парфинского районов поступило исполнительное производство неимущественного характера, согласно которому администрация Старорусского муниципального района обязана оформить охранные обязательства на 12 комнат квартиры № 1 объекта культурного наследия — Гостиница «Белград» 1910 года, — расположенного по адресу: г. Старая Русса, ул. Энгельса, д. 4/18, Новгородской области. Представители администрации не торопились оформлять охранные документы и обратились за рассрочкой, но суд отказал.

Судебными приставами ОСП Старорусского и Парфинского районов был вынесен исполнительский сбор, а затем составлен протокол по ст. 17.15 КоАП РФ (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера). Администрация Старорусского муниципального района получила административный штраф в размере 30 тыс. рублей.

Вскоре после оплаты штрафа представители администрации для подготовки охранных обязательств обратились в Комитет культуры и туризма Великого Новгорода. В отдел судебных приставов были предоставлены копии охранных документов.

На данный момент исполнительное производство окончено фактом».

Событие довольно рутинное. Однако объект интересный. Правда, старожилы никогда практически не ассоциировали дом №4/18 по улице Энгельса с гостиницей «Белград».

В народе он называется по старинке «Первая столовая», которая в годы расцвета застоя пользовалась особой популярностью среди мужского населения города. Мужчины высоко ценили либерализм работников столовой № 1: им дозволялось приносить и употреблять — при условии покупки закуски по месту. А коль скоро столовая располагалась в центре города, посидеть там считалось престижным.

Столичный город
Между тем старорусские краеведы выяснили примерно в то время (70-е годы ХХ века), что традиции хмельных посиделок уходят корнями в XIX век, когда на месте этой столовой и построенной в 1910 году купцом Семеновым гостиницы «Белград» находился трактир. Местный исследователь творчества Федора Михайловича Достоевского, первый директор дома-музея писателя Георгий Смирнов выдвинул версию, что выведенный в романе «Братья Карамазовы» трактир под названием «Столичный город» в Скотопригоньевске — это трактир «Белград» на улице Старогостинодворной, который после пожара 1895 года прирос гостиницей (на втором этаже).

«На углу площади, на перекрестке бывших улиц Старогостинодворской и Булиной (современное название — Энгельса и Кириллова), тогда был устроен трактир. Теперь в нижнем этаже дома, где был трактир, находится столовая, — писал Георгий Иванович в своей работе «Скотопригоньевск и Старая Русса». — Трактир на Базарной площади существовал и имел название более определенное — «Белград». Старожил и уважаемый в городе учитель математики Иван Петрович Чиков рассказывал автору этих строк, что, впервые приехав в Руссу в 1910 году, он вошел в этот трактир. Запомнил он буфет со стойкой в первой комнате и накрытые скатертями столики во второй комнате, откуда слышались звуки музыки.

Позднее, в начале Первой мировой войны, на втором этаже дома была гостиница, которая, как и раньше трактир, стала называться «Белград». Многие старожилы города утверждают, что название «Белград» для бывшего трактира на Базарной площади является очень старинным. По всей вероятности, это связано было с победой русских войск в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, в результате которой получила независимость Сербия, а столицей этого славянского княжества стал город Белград. Но это название не могло быть перенесено в роман условно-иронически, что противоречило бы известным патриотическим симпатиям Достоевского к Русско-турецкой войне, его выступлениям за освобождение братских славянских народов от турецкого ига и их единение с русским народом».

В конце 70-х, когда я работал корреспондентом в газете «Старорусская правда», судьба свела меня с известными в городе краеведами супругами Дементьевыми. Признаюсь, был я тогда не очень-то увлечен историей Руссы. Однако как-то раз стал соучастником «низвержения» Георгия Ивановича Смирнова. Дементьевы, выбрав меня слушателем, стали доказывать, что «первая столовая никогда трактиром не была, а была городской чайной, куда стекались как посетители рынка, так и солдаты из Красных казарм, что располагались на углу Александровской и Ильинской улиц (ныне — Володарского и Минеральной, корпуса завода «Старорусприбор»)». По их словам, в чайной «Белград» подавали полноценный обед и чай, с трех часов пополудни играл «оркестрион», и только тогда можно было купить себе спиртное. Ведь к этому времени торговля на Базарной площади шла на убыль.

Стыдно сказать, но до революции  нынешняя улица Ленина называлась улицей Постоялых дворовДве версии
Первая версия, очень красивая и престижная для рушан. Но она неоднократно подвергалась ревизии со стороны Льва Рейнуса, автора монографии «Достоевский в Старой Руссе», изданной к 150-летию писателя (1971) отдельной брошюрой как «учебное пособие».

Рейнус владел коллекцией открыток с видами Старой Руссы. Основываясь на снимках Базарной площади разных лет, он утверждал, что здание, которое Смирнов идентифицировал как трактир «Столичный город», было построено после смерти Достоевского (первоначально это был дом купца Семенова). Стало быть, располагавшийся там трактир не имеет ничего общего с трактиром в романе «Братья Карамазовы».

Вторая версия (не трактир, а чайная) просто любопытна подробностями, которые, по сути, второстепенные. Ведь чайные, которые стали насаждать в России в конце XIX века в противовес трактирам, были если бедняцкие, так те же самые трактиры, но попроще. А если богаче, то — ближе к кафе в нашем понимании. И очень сомнительно, что рядом с Базарной площадью было кафе. Здесь в российских городах всегда располагались трактиры и чайные для извозчиков и приезжих торговцев.

К тому же вряд ли «Белград» был единственным таким заведением в Старой Руссе. Ведь по Постоялым дворам (так называлась часть нынешней улицы Ленина от раймага к Живому мосту) располагались недорогие… постоялые дворы. И где прикажете коротать вечера постояльцам?

Кстати, к началу ХХ века в Старой Руссе было, как писал протоиерей-краевед Владимир Пылаев (1888–1937), 22 трактира и 13 чайных (читай: не менее 30 трактиров). А в 1870-е — только 26 трактиров (Михаил Горбаневский). Хорошо поборолись с пьянством на Руси на рубеже веков! К слову, 610-граммовая бутылка водки-«красноголовки» стоила в 1904 году 40 копеек, а дважды очищенной «белоголовки» — 60. Литр пива дешёвых сортов «Светлое», «Венское», «Староградское» в трактире продавался по 6–10 копеек...

Ночлег для товарища Сталина
Но есть у трактира-гостиницы «Белград» (будем так называть для простоты) еще одна история, уже советского периода. Весной 1919 года здесь располагался политотдел Западного фронта. Молва родила версию, что несколько недель в нем работал Сталин.

Увы, никаких документальных свидетельств пребывания Сталина в Старой Руссе нет. Кроме того, известно, что 17 мая 1919 года Совет Обороны командировал Сталина в Петроград в качестве чрезвычайного уполномоченного. Позднее он был назначен членом Реввоенсовета Западного фронта, который и создавался для отражения наступления белогвардейцев. Никакой необходимости отлучаться из Петрограда в это горячее время и ехать в Старую Руссу в политотдел, который напрямую подчинялся РВС фронта, у него не было. Да и вообще сомнительно, что политотдел фронта находился именно здесь. Зачем?

А уже 3–4 июля 1919 года состоялся Пленум ЦК, который признал полномочия Сталина, данные ему 17 мая Советом Обороны Республики по оказанию помощи в организации обороны Петрограда, оконченными и выразил «полное удовлетворение его деятельностью». Это полное удовлетворение деятельностью Сталина было подтверждено постановлением Президиума ВЦИК от 27 ноября 1919 года о награждении Сталина орденом Красного Знамени в ознаменование его заслуг по обороне Петрограда и самоотверженной работы на Южном фронте.

Летом того года Сталин работал в РВС Западного фронта в Смоленске. В сентябре был командирован на Южный фронт. Единственный шанс, что он был в Старой Руссе проездом, когда штаб Западного фронта перебирался из Петрограда в Смоленск. Но логичнее было бы через Псков ехать…

*  *  *

Так или иначе, но в Старой Руссе появился новый старый объект культурного наследия. Узнать и рассказать о том, что происходило и кто бывал в нашем «Белграде», будет очень любопытно.


Фото из архива «НВ. Старая Русса»